"Потерянное" десятилетие Японии посылает зловещие маяки ФРС
Фондовый рынок
03.04.08 16:51
Еще лет десять назад опытные американские чиновники регулярно ездили в Токио с лекциями на тему, как справиться с банковским кризисом. Тогда, в 1998 году Япония переживала болезненный финансовый кризис и экономический застой в условиях падения цен на активы. Многие гуру Вашингтона и Уолл-стрит тогда были уверены, что знают, как разгрести этот завал, что частично объяснялось тем, что Америка сама незадолго до этого пережила свой собственный банковский кризис, разразившийся в конце 1980-х, главными действующими лицами которого оказались ссудо-сберегательные организации. "Тогда могли прилететь такие люди, как Ларри Саммерс (бывший Секретарь Казначейства США), и сказать "делайте так!"", вспоминает один финансовый чиновник Японии. "Они, не переставая, советовали нам использовать государственные средства для банков". В последние месяцы токийские рынки напоминали оазис спокойствия в самой гуще мировых кредитных проблем. Америку затянуло в воронку полномасштабного банковского торнадо, завершившегося спасением Bear Stearns.
Большинство японских чиновников слишком вежливы, чтобы в открытую злорадствовать о смене направления ветра удачи. Но втихую они едва сдерживают кривые улыбки, и некоторые пытаются делать шаги, о которых раньше и не могли были помыслить: давать США свои советы. "Важно понимать, что, учитывая опыт Японии, вливание государственных средств (в финансовый сектор) неизбежно", недавно сказал Financial Times министр финансовой политики и административных реформ Йосими Ватанабе, добавив, однако, что "Японии было очень сложно донести эту идею до иностранного государства". . . "К примеру, Япония может преподать свой собственный урок на заседаниях министров финансов и глав центральных банков индустриализованных стран - стран Большой семерки". Как Вашингтон может отреагировать на такой совет, остается неясным. По иронии судьбы Бен Бернанке, который, будучи председателем Федеральной Резервной Системы США, находится в самом эпицентре бури, является признанным экспертом в области японского кризиса: Он был среди тех, кто отправился в Японию с советами, как разобраться с нетрадиционной денежно-кредитной политикой. Тимоти Гейтнер, глава ФРБ Нью-Йорка, также тесно знаком с финансовыми уроками Японии, поскольку жил в Токио в 1990-х, прежде чем вступил в международную команду Казначейства США.
Эти специалисты вместе с другими американскими экономистами проводят существенные различия между текущими проблемами США и проблемами, пережитыми Японией. США не находится под игом дефляции, которая в Японии вылилась в "долговую дефляцию", когда реальная стоимость задолженностей возросла, а цены упали. Масштаб американских проблем также кажется меньше в сравнении с величиной экономики, так как не последнюю роль играет то, что секьюритизация ипотечных закладных привела к распространению кредитных убытков по всему миру. "Цена убытков для экономики США будет гораздо ниже, чем в Японии", говорит Эд Линкольн, американский специалист по экономике в Японии. В то же время американские финансовые власти признают, что между этими кризисами есть много общего. Наиболее заметным сходством является то, что текущий кредитный кризис, как и в Японии, сконцентрирован не на одном банке - он отражает потерю доверия к системе.
В практических терминах опыт Японии уже в некоторой степени начинает формировать политику в США: в плане возможных решений и предложений относительно того, чего нельзя делать. Экономические политики США считают, что "потерянное" десятилетие Японии - это не неизбежный результат падения цен на активы, а следствие совпадения политических ошибок, сделанных после такого падения. Они намерены избежать повторения такой ошибки. В результате, сейчас регулирующие органы США настаивают, чтобы банки Уолл-стрит раскрывали свои убытки быстрее, чем это происходило в Японии. "Япония выкарабкивалась целую вечность. . . но в США банки шевелятся гораздо быстрее", говорит Роберт Фельдман, главный экономист по Японии в Morgan Stanley.
Агрессивный режим учета по текущим ценам, практикуемый в США, вынуждает банки и финансовые власти США бороться с проблемами быстрее, а не устраивать рассадник. Сага о Японии, по-видимому, и подтолкнула США к спасению Bear Stearns, прежде чем он обанкротится, ибо его банкротство могло бы повлечь за собой разрушительные последствия. "В США традиционно считалось, что если финансовая организация обанкротилась, то ее нужно или продавать, или ликвидировать", говорит бывший вице-председатель JPMorgan Тимоти Райан. "Теперь, похоже, правительство верит, что форма открытой помощи банку может стать решением при минимальных затратах, и я думаю, они правы". Однако серьезный вопрос сейчас поднимает господин Ватанабе: пойдет ли США дальше и вольет ли государственные средства, чтобы поддержать финансовую систему. Многие японские чиновники в глубине душе уверены, что это теперь неизбежно - либо напрямую спасать банки, либо покупать некачественные ипотечные активы, либо и то, и другое.
Однако в Вашингтоне такая концепция вызывает многочисленные противоречия. Американские власти еще не уверены, что экономические перспективы настолько плачевны, что оправдывают немедленное использование государственных денежных фондов. США может воспользоваться государственными институтами, такими как Fannie Mae или Федеральной системой банков жилищного кредита, в качестве "обходного" канала, ведущего на кредитные рынки и в банки, и при этом не возникнет необходимость эксплицитной интервенции, финансируемой налогоплательщиком. В целом, политическая система США больше ориентирована на действия, чем "соглашательская" система Японии. Но в то время как ведущие демократы Конгресса США усиленно продвигают государственную интервенцию, Белый Дом отпирается от открытого использования государственных денежных средств. "Действующая администрация ни при каких обстоятельствах не подпишется на спасение банков. Не думаю, что это произойдет", говорит один опытный резидент Уолл-стрит.
Кое-какие японские уши могут уловить в этой фразе опасные нотки дежа вю. Ведь когда в 1994 году посыпались банкротства японских финансовых институтов, политики в Токио в один голос протестовали против использования государственных средств. В результате Банк Японии использовал свой собственный отдельный баланс для спасения двух банков. Однако впоследствии Центробанку пришлось взвалить на себя убытки. К 1998 году проблемы банков раздулись до таких размеров, что правительство в итоге признало необходимость создания фонда по спасению. Хотя это неоднократно откладывалось из-за политических разногласий. Лишь к 1999 году - через пять лет после начала кризиса - Токио представил программу на сумму 60 000 млрд иен для проведения мер, таких как приобретение привилегированных акций банка. Сумма была достаточно весомой, чтобы заглушить беспокойства. Но по иронии судьбы лишь малая доля этих средств вообще была использована, а большая часть пущенных в действие денег впоследствии была возвращена. "Наш опыт показывает, что ожидание не помогает", говорит один важный японский чиновник. "Вам придется объяснить политикам, почему нужно действовать". Но в настоящий момент Вашингтон не хочет делать такие выводы, даже несмотря на то, что Федрезерв считает, что интервенция за счет средств налогоплательщика при некоторых обстоятельствах может быть проведена в качестве крайней меры. Итак, когда господин Ватанабе встретится со своими коллегами из США на заседании Большой Семерки в этом месяце, может завязаться очень живой спор; почти такой же живой, как дебаты на встрече Большой Семерки в 1998 году.
По материалам Financial Times
Большинство японских чиновников слишком вежливы, чтобы в открытую злорадствовать о смене направления ветра удачи. Но втихую они едва сдерживают кривые улыбки, и некоторые пытаются делать шаги, о которых раньше и не могли были помыслить: давать США свои советы. "Важно понимать, что, учитывая опыт Японии, вливание государственных средств (в финансовый сектор) неизбежно", недавно сказал Financial Times министр финансовой политики и административных реформ Йосими Ватанабе, добавив, однако, что "Японии было очень сложно донести эту идею до иностранного государства". . . "К примеру, Япония может преподать свой собственный урок на заседаниях министров финансов и глав центральных банков индустриализованных стран - стран Большой семерки". Как Вашингтон может отреагировать на такой совет, остается неясным. По иронии судьбы Бен Бернанке, который, будучи председателем Федеральной Резервной Системы США, находится в самом эпицентре бури, является признанным экспертом в области японского кризиса: Он был среди тех, кто отправился в Японию с советами, как разобраться с нетрадиционной денежно-кредитной политикой. Тимоти Гейтнер, глава ФРБ Нью-Йорка, также тесно знаком с финансовыми уроками Японии, поскольку жил в Токио в 1990-х, прежде чем вступил в международную команду Казначейства США.
Эти специалисты вместе с другими американскими экономистами проводят существенные различия между текущими проблемами США и проблемами, пережитыми Японией. США не находится под игом дефляции, которая в Японии вылилась в "долговую дефляцию", когда реальная стоимость задолженностей возросла, а цены упали. Масштаб американских проблем также кажется меньше в сравнении с величиной экономики, так как не последнюю роль играет то, что секьюритизация ипотечных закладных привела к распространению кредитных убытков по всему миру. "Цена убытков для экономики США будет гораздо ниже, чем в Японии", говорит Эд Линкольн, американский специалист по экономике в Японии. В то же время американские финансовые власти признают, что между этими кризисами есть много общего. Наиболее заметным сходством является то, что текущий кредитный кризис, как и в Японии, сконцентрирован не на одном банке - он отражает потерю доверия к системе.
В практических терминах опыт Японии уже в некоторой степени начинает формировать политику в США: в плане возможных решений и предложений относительно того, чего нельзя делать. Экономические политики США считают, что "потерянное" десятилетие Японии - это не неизбежный результат падения цен на активы, а следствие совпадения политических ошибок, сделанных после такого падения. Они намерены избежать повторения такой ошибки. В результате, сейчас регулирующие органы США настаивают, чтобы банки Уолл-стрит раскрывали свои убытки быстрее, чем это происходило в Японии. "Япония выкарабкивалась целую вечность. . . но в США банки шевелятся гораздо быстрее", говорит Роберт Фельдман, главный экономист по Японии в Morgan Stanley.
Агрессивный режим учета по текущим ценам, практикуемый в США, вынуждает банки и финансовые власти США бороться с проблемами быстрее, а не устраивать рассадник. Сага о Японии, по-видимому, и подтолкнула США к спасению Bear Stearns, прежде чем он обанкротится, ибо его банкротство могло бы повлечь за собой разрушительные последствия. "В США традиционно считалось, что если финансовая организация обанкротилась, то ее нужно или продавать, или ликвидировать", говорит бывший вице-председатель JPMorgan Тимоти Райан. "Теперь, похоже, правительство верит, что форма открытой помощи банку может стать решением при минимальных затратах, и я думаю, они правы". Однако серьезный вопрос сейчас поднимает господин Ватанабе: пойдет ли США дальше и вольет ли государственные средства, чтобы поддержать финансовую систему. Многие японские чиновники в глубине душе уверены, что это теперь неизбежно - либо напрямую спасать банки, либо покупать некачественные ипотечные активы, либо и то, и другое.
Однако в Вашингтоне такая концепция вызывает многочисленные противоречия. Американские власти еще не уверены, что экономические перспективы настолько плачевны, что оправдывают немедленное использование государственных денежных фондов. США может воспользоваться государственными институтами, такими как Fannie Mae или Федеральной системой банков жилищного кредита, в качестве "обходного" канала, ведущего на кредитные рынки и в банки, и при этом не возникнет необходимость эксплицитной интервенции, финансируемой налогоплательщиком. В целом, политическая система США больше ориентирована на действия, чем "соглашательская" система Японии. Но в то время как ведущие демократы Конгресса США усиленно продвигают государственную интервенцию, Белый Дом отпирается от открытого использования государственных денежных средств. "Действующая администрация ни при каких обстоятельствах не подпишется на спасение банков. Не думаю, что это произойдет", говорит один опытный резидент Уолл-стрит.
Кое-какие японские уши могут уловить в этой фразе опасные нотки дежа вю. Ведь когда в 1994 году посыпались банкротства японских финансовых институтов, политики в Токио в один голос протестовали против использования государственных средств. В результате Банк Японии использовал свой собственный отдельный баланс для спасения двух банков. Однако впоследствии Центробанку пришлось взвалить на себя убытки. К 1998 году проблемы банков раздулись до таких размеров, что правительство в итоге признало необходимость создания фонда по спасению. Хотя это неоднократно откладывалось из-за политических разногласий. Лишь к 1999 году - через пять лет после начала кризиса - Токио представил программу на сумму 60 000 млрд иен для проведения мер, таких как приобретение привилегированных акций банка. Сумма была достаточно весомой, чтобы заглушить беспокойства. Но по иронии судьбы лишь малая доля этих средств вообще была использована, а большая часть пущенных в действие денег впоследствии была возвращена. "Наш опыт показывает, что ожидание не помогает", говорит один важный японский чиновник. "Вам придется объяснить политикам, почему нужно действовать". Но в настоящий момент Вашингтон не хочет делать такие выводы, даже несмотря на то, что Федрезерв считает, что интервенция за счет средств налогоплательщика при некоторых обстоятельствах может быть проведена в качестве крайней меры. Итак, когда господин Ватанабе встретится со своими коллегами из США на заседании Большой Семерки в этом месяце, может завязаться очень живой спор; почти такой же живой, как дебаты на встрече Большой Семерки в 1998 году.
По материалам Financial Times
ProFinance.Ru - Forex News / Новости Форекс
Последние новости:
03.04.08 09:31 | Дефицит бюджета и внешний долг США: хуже некуда или худшее еще впереди | 03.04.08 16:55 | Заявки безработных продемонстрировали резкий рост в последнюю неделю марта |
Комментарии (всего 0)
- Новости рынка
-