Нефть выигрывает от войн, но не от торговых
Фондовый рынок
Конфликты традиционно подталкивают нефть к росту, но с торговой войной все иначе – она может обрушить мировой спрос.
Торговая война подрывает значительные сегменты экономики. И если в своей первоначальной конфронтации с Евросоюзом Трамп сбавил обороты, то эффект от тарифов, введенных в отношении Китая, уже начинает проникать в отрасли экономики страны от автозаводов до ферм.
Рынок нефти тоже успел немного понервничать, хотя ему сейчас приходится иметь дело с другими медвежьими факторами, начиная с увеличения добычи в Саудовской Аравии до разговоров об использовании стратегического резерва нефти в США. В целом черное золото определенно не ощутило на себе такого удара, как металлы – например, медь или алюминий.
Тяжелая артиллерия
В условиях эскалации торговых споров нефть чувствует себя увереннее, нежели промышленные металлы.
Однако в случае эскалации конфликта все может измениться. Именно «может», потому что торговая война, развязанная страной, которая после Второй мировой войны сама же создала систему свободной торговли, выходит за рамки традиционного мировоззрения.
Угрозы Поднебесной частично обложить пошлинами энергетический экспорт США берут начало из трех факторов: расширяющийся список тарифов на ввоз китайских товаров; более ограниченные варианты ответной реакции Пекина; и (возможно) желание ударить по амбициям Трампа, который нацелен на «энергетическое доминирование». По оценкам МЭА, за 12 месяцев на конец апреля КНР приобрела 20% экспорта американской сырой нефти и является самым крупным рынком для Соединенных Штатов в этом году.
Энергетический дракон
С одной стороны можно предположить, введение Китаем тарифов на экспорт американской нефти будет иметь нулевой эффект. Поднебесная станет покупать меньше черного золота у Штатов, но будет замещать ее нефтью других стран, которые в вою очередь будут вынуждены импортировать американские баррели.
Но на самом деле заместить одну нефть другой не так-то просто. Одни сорта тяжелее или грязнее других, а у перерабатывающих заводов разные предпочтения. Как написал в своем недавнем отчете энергетический экономист Филип Верлегер, китайский тариф будет действовать как налог на экспорт нефти из США. Американские баррели должны будут подешеветь, чтобы попасть в Поднебесную, или конкурировать за новых покупателей, а абсорбировать этот «налог» придется производителям.
Легкая нефть, поставляемая из американских бассейнов с мелкозернистыми породами, может найти своего покупателя в Азии, а европейские НПЗ могут взяться за традиционные баррели, если возобновление санкций заблокирует иранский экспорт, считает Кристин Петросян, старший аналитик МЭА. Но при этом ценообразование должно быть соответствующим, «так что совокупный эффект не будет нулевым».
Пиррова победа
Действительно, при таком сценарии НПЗ, которые могут покупать американскую нефть с дисконтом, будут главными бенефициарами, поскольку смогут продавать бензин и дизель по мировым ценам. Аналогичная ситуация может сложиться, если будет задействован стратегический нефтяной резерв США – потребители в любом случае не выиграют от дислокации баррелей.
Любая победа Китая будет равнозначна поражению. Щелчок по американской нефтяной отрасли не изменит того факта, что сильно зависимая от экспорта китайская экономика основана на трех столпах системы свободной торговли, созданной Америкой и сейчас подрываемой ею же. Это говорит о более масштабной угрозе для нефтепроизводителей по всему миру, отнюдь не только в Техасе.
На Китай приходится порядка 30% прогнозируемого на 2018 и 2019 гг. мирового спроса. А несколько поводов для беспокойства уже появились, включая значительный подъем экспорта дизеля из страны – этот вид топлива имеет самую тесную привязку к промышленной активности и фрахтингу.
Неопределенность
Это может повлечь ужесточение условий кредитования в первой половине года и смягчение – во второй, особенно если торговые конфликты получат развитие. При этом более масштабная торговая война определенно представит совершенно другого рода угрозу для Китая. Это усиливает риски для потребления дизеля в КНР в период, когда рост спроса на бензин тормозится из-за роста цен по всему миру (включая США). Обозреватели рынка уже привыкли фокусироваться на стороне предложения, но спрос представляет собой не менее важную составляющую.
На сегодняшний день есть как минимум надежда на то, что удастся избежать более масштабной торговой войны с Европой. Фраза «на сегодняшний день» имеет большое значение в этом контексте. Недавние переговоры США-ЕС в Белом доме – это лишь затишье, но никак не окончательное мирное соглашение. Тем временем антипатия к «несправедливой» торговле и склонность к резким и внезапным решениям остаются определяющими чертами администрации Трампа.
В любом случае, если говорить об энергетике, мы уже ступили на опасную территорию. В глазах Саудовской Аравии, России и Ирана Америка выглядит как игрок, склонный к интервенциям, санкциям и тарифам. Напомним, что теперь Штаты задумались над задействованием своего стратегического нефтяного резерва. Здеь важно не забывать, что любое действие влечет за собой реакцию – всплеск в одном уголке мирового рынка нефти неминуемо поднимет волну по всей энергетической отрасли.
И все же, как показывает обсуждаемая $12-миллиардная программа спасения пострадавших от тарифов фермеров, администрация, похоже, чувствует себя вполне комфортно, когда сначала действует, а потом пытается ликвидировать последствия своих шагов. Как мы уже наблюдали в электроэнергетическом и угольном секторах США, энергетическое доминирование сопровождается изрядной долей старого доброго вмешательства властей. И рынок нефти не станет исключением.
Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Форекс.
Подпишитесь на ProFinance.ru в Яндекс-Новостях
Последние новости:
31.07.18 22:00 | Корпоративная отчетность сигналит о коррекции рынка похлеще февральской - Morgan Stanley | 31.07.18 23:16 | Reuters: британский бизнес называет жесткий Брекзит катастрофой |
- Новости рынка