Страны-кредиторы тянут руки к западным компаниям
Фондовый рынок
14.11.08 14:57
В некотором смысле встреча стран "Большой Двадцатки", запланированная на эту субботу в Вашингтоне, проводится слишком рано. Джордж Буш еще в Белом Доме, но уже не может определять направление движения американской экономики. А Барак Обама - человек, который будет это делать, до 20 января не сможет принять никаких решительных мер. Да и, судя по слухам, на следующих выходных он не собирается никуда дальше Чикаго. Впрочем, мировую финансовую систему сотрясает кризис. Даже несмотря на то что администрация США временно бессильна, будет разумно наладить с ней международный диалог. Либо мы рискуем столкнуться с протекционизмом. "Большая Двадцатка" - это неофициальное собрание мировых крупнейших и наиболее влиятельных промышленных и развивающихся стран. Сюда входят страны "Большой семерки" (а также ЕС, если в нем председательствует любая страна, кроме Великобритании, Германии, Франции и Италии). Кроме того, "Группа 20" включает Китай, Индию, Саудовскую Аравию, Турцию, Россию, Бразилию, Мексику и другие страны.
Маловероятно, что лидеры 20 стран о чем-нибудь договорятся, но саммит 15 ноября, по крайней мере, привлечет к делу нужные страны. Члены "Большой семерки" любят посидеть в уютной обстановке за чашечкой чая, забывая о том, что за последние 20 лет мировая экономика изменилась кардинальным образом. В то время как "группа 20" над этими изменениями размышляет. В целом, "Большая двадцатка" представлена тремя группами стран: крупнейшими странами-должниками (США на голову опережает всех остальных, однако Великобритания тоже заняла немало денег у других стран); важными странами-кредиторами (Китай, Саудовская Аравия и Россия) и самыми крупными в мире производителями сырья (снова Россия и Саудовская Аравия, а также Бразилия и Южная Африка). Все они играют определенную роль в формировании новой мировой финансовой архитектуры. Когда дело доходит до современной финансовой системы, ни одна страна не может оставаться в стороне. После того, как было выдвинуто предположение о финансовой независимости, стало легче собирать воедино причины сегодняшнего кризиса. Возьмем, к примеру, Китай.
Несмотря на огромные капитальные расходы, Китаю удается экономить больше, чем вкладывать, что находит свое отражение в большом профиците текущего счета. Лишние сбережения инвестируются заграницей. Такой осторожный подход означает, что страна рада купить много безопасных активов, в частности, казначейских облигаций США. Спрос Поднебесной на казначейские облигации удерживает доходность по ним на довольно низком уровне. А это отталкивает мировых инвесторов, которые считают, что доходность по облигациям не отвечает их инвестиционным намерениям. Они требуют других, более доходных активов.
Пару лет назад самыми модными активами были ценные бумаги, обеспеченные ипотечными закладными. Банки в огромных количествах продавали их инвесторам, жаждущим высоких прибылей. До тех пор пока рейтинговые агентства давали этим ценным бумагам высокие оценки, инвесторам было не о чем беспокоиться: они могли наслаждаться высокими прибылями без дополнительного риска. Растущий спрос на обеспеченные ипотекой ценные бумаги позволил банкам увеличить кредитование жилищного сектора. Цены на жилье быстро росли, создавая все условия для выдачи еще большего количества кредитов. Пузырь на рынке жилья был неизбежен. Это не означает, что Китай виноват в текущем финансовом кризисе. Это лишь указывает на то, что экономическая взаимозависимость стала более сильной. Дефицит текущего счета США - это не единственная проблема. Огромные профициты баланса текущего счета в других странах мира тоже заслуживают особого внимания. Успех экономических политик сегодня зависит от того, будет ли приниматься во внимание эта взаимозависимость. США и Великобритания начинают понимать, что одной только монетарной политики недостаточно для выхода из кризиса. В условиях быстрой реабилитации Джона Мейнарда Кейнса фискальная политика также будет играть важную роль. Причина проста. После того как спрос на ценные бумаги, обеспеченные закладными, остыл, и банки прониклись взаимным недоверием друг к другу, их источники финансирования иссякли. Выдача кредитов слишком сильно зависит от вкладов. Даже если цена кредитов опустится вниз, их количество все равно сократится. В этом вся суть кризиса кредитования.
Сокращение ставок само по себе не гарантирует повышения спроса до того уровня, который позволит экономикам быстро выйти из рецессии. Правительствам предстоит сыграть важную роль, создав спрос в областях, недоступных монетарной политике. Они могут сделать это, начав занимать больше. Но у кого? Около половины всех существующих казначейских облигаций находится за пределами США. А именно в крупных странах-кредиторах, включая центральные банки Китая, России и в различных богатых нефтью странах на Ближнем Востоке. Если США и Великобритания хотят выйти из рецессии путем увеличения расходов, именно к этим странам им нужно обратиться, чтобы собрать фискальные средства с помощью стандартных средств. Кредиторы могут не разделить их энтузиазма. Для них увеличение поставок казначейских облигаций и британских государственных ценных бумаг будет равносильно выпуску новых акций, но без права голоса.
Кредиторы могут занять жесткую позицию. Возможно, вместо того чтобы дать взаймы западным правительствам и позволить им самим решать, как поступить с полученными деньгами, Китай и другие потребуют взамен западные компании, заставив Запад продать свое "фамильное серебро". Пойдет ли администрация США на подобный шаг? Получит ли Китай и Саудовская Аравия американские банки, автомобильные компании и промышленные конгломераты? Может и нет. Несмотря ни на что до сегодняшнего дня роль стран-кредиторов не находила достаточного освещения в западной прессе. Кроме того, западные власти своими разнообразными планами спасения банков вызвали беспокойство развивающегося мира. Понятно, что западные налогоплательщики хотят извлечь какую-либо выгоду из вливания наличных средств в финансовую систему. В ответ правительства попросили банки защитить определенные виды внутреннего кредитования, в первую очередь выдачу кредитов домохозяйствам и предприятиям среднего или малого бизнеса. Однако если для поддержки кредитования будет не хватать средств, разделение рисков эмитента и его филиалов может привести к сокращению числа кредитов в некоторых областях. Развивающиеся страны находятся прямо на линии огня.
Западу отчаянно требуется финансирование для поддержки разрушенной финансовой системы. А развивающимся рынкам очень необходим спрос потребителей с Запада, чтобы увеличить доходы своих экономик и вытащить людей из бедности. Если не признать всю важность роли как кредиторов, так и должников, мир будет наводнен иностранным капиталом и валютным контролем, потому что все страны будут стремиться защитить свои "национальные интересы". Вот это будет катастрофа. Наши страны взаимосвязаны намного сильнее, чем когда-либо ранее. Если учесть временную беспомощность Америки, встреча "Большой двадцатки" сама по себе ничего не решит. Но она хотя бы подтолкнет заинтересованные стороны к обсуждению проблем. Отсутствие диалога не даст ничего, кроме отчаяния.
Стивен Кинг, управляющий директор HSBC
По материалам The Independent
Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Форекс
Маловероятно, что лидеры 20 стран о чем-нибудь договорятся, но саммит 15 ноября, по крайней мере, привлечет к делу нужные страны. Члены "Большой семерки" любят посидеть в уютной обстановке за чашечкой чая, забывая о том, что за последние 20 лет мировая экономика изменилась кардинальным образом. В то время как "группа 20" над этими изменениями размышляет. В целом, "Большая двадцатка" представлена тремя группами стран: крупнейшими странами-должниками (США на голову опережает всех остальных, однако Великобритания тоже заняла немало денег у других стран); важными странами-кредиторами (Китай, Саудовская Аравия и Россия) и самыми крупными в мире производителями сырья (снова Россия и Саудовская Аравия, а также Бразилия и Южная Африка). Все они играют определенную роль в формировании новой мировой финансовой архитектуры. Когда дело доходит до современной финансовой системы, ни одна страна не может оставаться в стороне. После того, как было выдвинуто предположение о финансовой независимости, стало легче собирать воедино причины сегодняшнего кризиса. Возьмем, к примеру, Китай.
Несмотря на огромные капитальные расходы, Китаю удается экономить больше, чем вкладывать, что находит свое отражение в большом профиците текущего счета. Лишние сбережения инвестируются заграницей. Такой осторожный подход означает, что страна рада купить много безопасных активов, в частности, казначейских облигаций США. Спрос Поднебесной на казначейские облигации удерживает доходность по ним на довольно низком уровне. А это отталкивает мировых инвесторов, которые считают, что доходность по облигациям не отвечает их инвестиционным намерениям. Они требуют других, более доходных активов.
Пару лет назад самыми модными активами были ценные бумаги, обеспеченные ипотечными закладными. Банки в огромных количествах продавали их инвесторам, жаждущим высоких прибылей. До тех пор пока рейтинговые агентства давали этим ценным бумагам высокие оценки, инвесторам было не о чем беспокоиться: они могли наслаждаться высокими прибылями без дополнительного риска. Растущий спрос на обеспеченные ипотекой ценные бумаги позволил банкам увеличить кредитование жилищного сектора. Цены на жилье быстро росли, создавая все условия для выдачи еще большего количества кредитов. Пузырь на рынке жилья был неизбежен. Это не означает, что Китай виноват в текущем финансовом кризисе. Это лишь указывает на то, что экономическая взаимозависимость стала более сильной. Дефицит текущего счета США - это не единственная проблема. Огромные профициты баланса текущего счета в других странах мира тоже заслуживают особого внимания. Успех экономических политик сегодня зависит от того, будет ли приниматься во внимание эта взаимозависимость. США и Великобритания начинают понимать, что одной только монетарной политики недостаточно для выхода из кризиса. В условиях быстрой реабилитации Джона Мейнарда Кейнса фискальная политика также будет играть важную роль. Причина проста. После того как спрос на ценные бумаги, обеспеченные закладными, остыл, и банки прониклись взаимным недоверием друг к другу, их источники финансирования иссякли. Выдача кредитов слишком сильно зависит от вкладов. Даже если цена кредитов опустится вниз, их количество все равно сократится. В этом вся суть кризиса кредитования.
Сокращение ставок само по себе не гарантирует повышения спроса до того уровня, который позволит экономикам быстро выйти из рецессии. Правительствам предстоит сыграть важную роль, создав спрос в областях, недоступных монетарной политике. Они могут сделать это, начав занимать больше. Но у кого? Около половины всех существующих казначейских облигаций находится за пределами США. А именно в крупных странах-кредиторах, включая центральные банки Китая, России и в различных богатых нефтью странах на Ближнем Востоке. Если США и Великобритания хотят выйти из рецессии путем увеличения расходов, именно к этим странам им нужно обратиться, чтобы собрать фискальные средства с помощью стандартных средств. Кредиторы могут не разделить их энтузиазма. Для них увеличение поставок казначейских облигаций и британских государственных ценных бумаг будет равносильно выпуску новых акций, но без права голоса.
Кредиторы могут занять жесткую позицию. Возможно, вместо того чтобы дать взаймы западным правительствам и позволить им самим решать, как поступить с полученными деньгами, Китай и другие потребуют взамен западные компании, заставив Запад продать свое "фамильное серебро". Пойдет ли администрация США на подобный шаг? Получит ли Китай и Саудовская Аравия американские банки, автомобильные компании и промышленные конгломераты? Может и нет. Несмотря ни на что до сегодняшнего дня роль стран-кредиторов не находила достаточного освещения в западной прессе. Кроме того, западные власти своими разнообразными планами спасения банков вызвали беспокойство развивающегося мира. Понятно, что западные налогоплательщики хотят извлечь какую-либо выгоду из вливания наличных средств в финансовую систему. В ответ правительства попросили банки защитить определенные виды внутреннего кредитования, в первую очередь выдачу кредитов домохозяйствам и предприятиям среднего или малого бизнеса. Однако если для поддержки кредитования будет не хватать средств, разделение рисков эмитента и его филиалов может привести к сокращению числа кредитов в некоторых областях. Развивающиеся страны находятся прямо на линии огня.
Западу отчаянно требуется финансирование для поддержки разрушенной финансовой системы. А развивающимся рынкам очень необходим спрос потребителей с Запада, чтобы увеличить доходы своих экономик и вытащить людей из бедности. Если не признать всю важность роли как кредиторов, так и должников, мир будет наводнен иностранным капиталом и валютным контролем, потому что все страны будут стремиться защитить свои "национальные интересы". Вот это будет катастрофа. Наши страны взаимосвязаны намного сильнее, чем когда-либо ранее. Если учесть временную беспомощность Америки, встреча "Большой двадцатки" сама по себе ничего не решит. Но она хотя бы подтолкнет заинтересованные стороны к обсуждению проблем. Отсутствие диалога не даст ничего, кроме отчаяния.
Стивен Кинг, управляющий директор HSBC
По материалам The Independent
Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Форекс
Последние новости:
14.11.08 14:40 | В экономике Еврозоны началась рецессия | 14.11.08 15:18 | Инфляция в Еврозоне продолжила ослабевать |
Комментарии (всего 2)
15:18 news_robot: Господа, в разделе Фондовый рынок появился новый комментарий
21:56 Medved: Бессилие монетарной политики наводит на мрачные мысли. Вряд ли Восток и Запад пойдут на компромисс. Вряд ли испуганные инвесторы и страны с огромным долларовым профицитом понесут деньги в инвестирование новых проектов. Вот это и будет массовый уход от доллара. Триллионы долларов экономикам больше не понадобятся. Они так и будут лежать в закромах. И когда он девальвируется в разы, все проклянут США
|
- Новости рынка