Как Япония восстановила финансовую систему
Фондовый рынок
Упор на более эффективное управление рисками, а не на увеличение капитальных резервов.
Регулирующие органы всего мира ищут пути предотвращения нового финансового кризиса. Одно из предложений заключается в увеличении капитальных резервов. Но реформа банковской системы Японии показывает, что требуется более радикальное решение. После взрыва пузыря в 90-х гг. японским политикам потребовались долгие годы, чтобы справиться с основной проблемой: наладить состояние финансовой системы. После этого они ввели государственные средства в крупные японские банки, усовершенствовали систему страхования вкладов и ускорили процесс ликвидации безнадежных активов на основе строгой оценки рисков. Рынок выбрал, какие банки выживут в условиях многочисленных регулятивных требований, а не только требований к капиталу. Многие банки были поглощены более крупными организациями. Японии также удалось избежать "риска безответственности", потому что страна не стала спасать банки из-за того, что они "слишком большие". Вместо этого регулятивные органы сосредоточились на улучшении банковского управления рисками и не требовали от них наличия избыточного капитала. Вскоре здоровье финансовой системы восстановилось, и, начиная с 2001 г., экономика росла в течение семи лет подряд. В сегодняшнем регулятивном диалоге между США и Европой явственно прозвучали слова о том, что нельзя позволить крупным финансовым институтам рухнуть из-за их размера. Данное утверждение может спровоцировать принятие банками излишних рисков и необходимость их дальнейшего спасения. Также прозвучали требования о том, что банки должны увеличить размер "действующего капитала", такого как обыкновенные акции.
Это опасный путь. Если регулятивные органы выдвинут требования по повышению капитала, нет никакой гарантии, что банки смогут получить капитал на фондовых рынках. Для соответствия требованиям они могут сократить свои балансы, что подорвет их способность кредитовать и поддерживать экономический рост. Узко очерченный подход к регулированию капитала лишит банки возможности накапливать другие виды капитала в случае необходимости. А это может привести к возникновению системного риска, когда грянет еще один финансовый кризис. Более эффективная регулятивная программа должна сочетать требования к капиталу с другими инструментами, а именно с механизмом ликвидации потерпевших крах финансовых институтов, системой страхования депозитов физических лиц, системой оперативных корректирующих действий, которые заставляют банки принимать необходимые меры, прежде чем потерпеть крах. Пока регулятивные органы способны эффективно контролировать системный риск, используя этот многосторонний подход, банкам нужно позволить списывать убытки и накапливать капитал не только в виде обыкновенных акций. Нельзя препятствовать краху банков и выдвигать требования по созданию избыточного капитала.
Новая регулятивная программа должна делать различие между банками, основная задача которых заключается в хранении депозитов и выдаче кредитов (а это большая часть банков по всему миру) от банков, которые торгуют за собственный счет. Недавний финансовый кризис продемонстрировал, что структура баланса имеет значение. Трастовые банки с обширной базой мелких депозитов продолжали снабжать общественность средствами в разгар кризиса, в то время как многие другие банки были вынуждены положиться на рыночное финансирование или торговлю в более широких масштабах, т.к. их собственные средства полностью иссякли. К инвестиционным банкам, чья деятельность изначально сопряжена с повышенной степенью риска, нужно выдвигать более высокие требования к капиталу, в противном случае здоровые банковские принципы никак не будут поощряться. Повышенные требования к капиталу предназначены для устранения рыночных и системных сбоев, потому что они отрицают рыночный механизм, согласно которому, активно идущие на риск банки терпят крах, а более осторожные - выживают. Чрезмерное регулирование душит здоровую конкуренцию в банковском секторе. Политикам следует последовать примеру Японии и усовершенствовать ряд доступных регуляторных правил, а также установить разумные требования к капиталу для банков, основанных на фактической бизнес модели. Это оптимальный способ заставить банки выполнять свою основную задачу при минимальных долгосрочных затратах для налогоплательщиков, потребителей и акционеров.
Г-н Нагаясу - президент Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ и председатель Ассоциации японских банков.
По материалам The Wall Street Journal Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Форекс
Последние новости:
13.08.09 10:05 | Конец рецессии, начало восстановления? | 14.08.09 16:02 | Почему Обаме придется поднять налоги |
- Новости рынка