Шесть способов восстановления финансовой системы
Фондовый рынок
Необходим регулятивный орган, который сможет контролировать балансы компании. Отсутствие стимулов приведет только к утечке хороших специалистов
Спор по поводу реформирования сектора финансовых услуг длится не одну неделю, причем в нем нет острой необходимости. Если лидеры политической, регулятивной и коммерческой сфер не смогут создать новую надежную нормативную базу для одной из ключевых отраслей американской экономики, будет упущена хорошая возможность время прекратить политические и законодательные распри и установить новые правила движения для этой крайне важной отрасли. Процесс преобразования должен происходить в соответствии с несколькими принципами. Страна должна стремиться к прозрачности балансовых отчетов финансовых компаний и признанию прямой связи между четкой стоимостью активов и механизмом оценки финансовых предприятий инвесторами. Необходимо восстановить принцип учета на основе текущих цен, и по возможности проводить регулярные проверки комплексных инструментов и ценных бумаг с учетом их стоимости на рынке. Для этого нужно, чтобы один регулятивный орган осуществлял надзор за системными рисками и мог контролировать риски всех видов финансовых институтов. Довольно уже разделять полномочия в области регулирования. В тоже время регулятивные органы и лидеры отрасли должны совместно разработать реальные меры, которые будут способствовать успешному развитию инноваций в области финансовых услуг. Нужно согласовать новые требования к капиталу и правила функционирования рынка секьюритизации. Все стороны должны действовать как можно скорее, поскольку восстановление американской экономики поставлено под угрозу. Однако должностные лица не должны вступать в споры по поводу наличия "слишком больших компаний, чтобы допустить их крах". В этой фразе кроется подвох, но не более того. В действительности, важно признать, что недавний финансовый кризис спровоцирован прошлогодним крахом компании Lehman Brothers, которая, была слишком большой, чтобы упасть, и это сложно отрицать. Вместо того чтобы отвлекаться на это и на другие замысловатые вопросы, политические лидеры должны сконцентрироваться непосредственно на создании и поддержании рыночной дисциплины.
В статье предлагается шесть конкретных рекомендаций по реформированию сферы финансовых услуг:
1) Наделить ФРС широкими полномочиями в сфере контроля системных рисков. Важно, чтобы один регулятивный орган мог контролировать все балансы крупнейших финансовых институтов страны. И этот регулятивный орган должен разорвать все искусственные институциональные связи. Все крупные банки, фирмы, осуществляющие операции с ценными бумагами, страховые компании и хеджевые фонды должны находиться под контролем ФРС. При менее жестком контроле существует риск применения разницы в нормативной базе в свою пользу, когда представители данной отрасли размещают свои рисковые активы в области, контролируемой самым снисходительным регулятивным органом. Другие регулятивные органы продолжали бы заниматься соответствующими сегментами отрасли, за исключением крупнейших и комплексных институтов. Политикам, как уже рекомендовалось, нужно избегать усиления бюрократии. Существующие регулятивные органы должны получить более широкие полномочия с целью контроля защиты потребителей продуктов, связанных с кредитами.
2) Нужно как можно чаще проводить регулярные проверки комплексных инструментов с учетом их рыночной стоимости и проводить их клиринг в центральной расчетной палате. Необходима система, которая позволит производить оценку на базе реальных рынков, а не моделей. Последние 18 месяцев показали, что модели работают до тех пор, пока не перестают работать. Изложенные ниже предложения подразумевают, что финансовый институт должен определить реальную стоимость на публичном рынке, в противном случае сделка не заключается. Производные инструменты с типовыми характеристиками должны подлежать ежедневной оценке, а владельцы таких инструментов должны обеспечить наличие разумного объема собственного капитала для сохранения своей позиции (т.е. аналогично традиционному маржинальному требованию в отношении ценных бумаг). С целью создания инноваций предлагается исключить индивидуализированные продукты и новые инструменты, которые, возможно, еще недостаточно сформированы для торговли на большом и развитом рынке. Однако эти исключения должны периодически проверяться регулятивными органами, которые должны разработать правила раскрытия информации и торговли, что будет способствовать максимальной прозрачности, или средства определения цены на публичном рынке. Наконец, все должны придерживаться основного принципа: если что-то непонятно, вероятно, не стоит с этого начинать.
3) Реформировать и восстановить рынок секьюритизации. Хотя в последние пару лет секьюритизация пользовалась дурной славой, важно напомнить, что этот рынок повышает стоимость, позволяя эмитентам и инвесторам эффективно сопоставлять риски, прибыль и сроки. Конечно, некоторым сегментам не уделялось должное внимание, однако, сейчас важно не перестараться. В будущем эмитенты должны фиксировать в балансовых отчетах существенную часть процесса секьюритизации и периодически проверять текущую рыночную стоимость, продавая на рынке часть своих активов. Таким образом, и институты-эмитенты, и инвесторы, которые приобрели секьюритизированные активы, одинаково оценивали бы одни и те же активы.
4) Регулятивные органы должны привлечь к работе рейтинговые агентства. В дальнейшем рейтинговые агентства должны разработать более четкие стандарты определения рейтинга комплексных ценных бумаг. Целостность принципа должна обеспечиваться каждый раз, когда ценной бумаге присваивается рейтинг инвестиционного класса. Кроме того, деятельность рейтинговых агентств должна ежегодно проверяться системным регулятивным органом (т.е. ФРС), который в свою очередь должен сообщать о проблемах, которые могут поставить под угрозу безопасность и устойчивость крупнейших финансовых институтов страны.
5) Необходимо усовершенствовать требования к капиталу и политику в отношении резервов. Чрезмерное использование кредитного плеча и падение стоимости активов спровоцировали недавний кризис, между тем проциклические методы создания резервов на покрытие убытков по кредитам еще более осложнили ситуацию. Это особенно справедливо в отношении потребительских кредитов, притом, что в последние годы Комиссия по ценным бумагам и биржам вынуждала банки сокращать резервы по мере уменьшения случаев невыплат и действовать наоборот, когда проблемы усугублялись. Такой подход представляется необдуманно смелым. Формулы работают не лучше чем методы оценки на базе моделей. Чтобы разобраться в проблеме, необходимо побуждать (или заставлять) финансовые компании при любой возможности секьюритизировать кредиты и оценивать инструменты по текущей рыночной стоимости. Чем прозрачнее оценка активов, тем лучше. Что касается тех инструментов, которые не могут быть секьюритизированы, например кредиты коммерческим предприятиям с индивидуальными условиями, то у финансовых институтов должна быть возможность - при тесном сотрудничестве с регулятивными органами - создавать резервы на будущее, которые позволили бы сбалансировать доходы (и доверие) во времена кредитного кризиса. Если бы увеличившийся процент активов крупных финансовых институтов подлежал учету на основе рыночной стоимости, возможно, произошло бы усиление волатильности доходов, однако повышение уровня прозрачности способствовало бы развитию механизмов оценки таких институтов. Несомненно, более жесткие требования к регулятивному капиталу могут иметь большое значение для снижения волатильности доходов; мы предлагаем простое и консервативное определение регулятивного капитала, т.е. акцент на обыкновенном материальном капитале в процентном отношении к активам.
6) Установить вознаграждение для руководящего состава в соответствии с долгосрочной прибылью. Политики должны оставить старые споры и признать важность поощрения преданных и мотивированных сотрудников в отрасли финансовых услуг. Необдуманное повышение зарплаты только приведет к утечке человеческого капитала за рубеж и подорвет традиционное превосходство американских финансовых институтов. Необходима система, в рамках которой право на выплаты на основе собственного капитала и компенсацию наличными предоставлялось бы сотрудникам в течение относительно длительного периода. Объем наличной части должен увеличиваться или уменьшаться в течение такого периода по ставке, соответствующей прибыли компании на собственный капитал. В результате сотрудники не смогут воспользоваться выгодой от краткосрочных результатов, а контроль над рисками институтов усилится. Американские финансовые рынки находятся в исключительном положении за всю историю своего существования. Без комплексной и продуманной реформы американское превосходство в мировой финансовой отрасли может оказаться под угрозой, а затянувшаяся нерешительность в отношении "правил движения" может подорвать экономическое восстановление и рост. Для восстановления доверия, американские политики должны создать сильный регулятивный орган, наделенный широкими полномочиями, и способствовать оценке балансовых отчетов финансовых компаний на основе рыночной стоимости. Такая программа будет в значительной мере способствовать достижению прозрачности и целостности рынков.
Авторы: Вейлл - бывший председатель и генеральный директор Citigroup. Краушар - партнер в Roaring Brook Capital.
По материалам The Wall Street Journal Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Форекс
Последние новости:
29.10.09 22:02 | До выхода еще далеко | 30.10.09 16:11 | Отчет по личным доходам в США не преподнес сюрпризов |
- Новости рынка