Ноябрьская история с Дубаем: содержательный намек на будущее
Фондовый рынок
Произошедшее с Дубаем свидетельствует о том, что мировой финансовый кризис еще не закончился.
Ноябрь 2009 г. войдет в историю как один из самых таинственных месяцев. Сторонники теории заговора включат свою фантазию на полную мощность, придумывая объяснения великим головоломкам столетия. Как братьям Джедвард удалось так долго продержаться в передаче The X Factor? Специально ли Тьерри Анри сыграл рукой? Как Элин Нордегрен с помощью клюшки для гольфа вытащила своего мужа Тайгера Вудса из его Cadillac SUV после несчастного случая? Какой будет глобальная маркетинговая кампания Gillette: уберут ли с плакатов Тьерри и Тайгера, оставив одного Роже Федерера? И почему у Дубая внезапно возникли финансовые трудности?
Безусловно, инвесторы знали, что в былые годы дешевой и избыточной ликвидности Дубай ни на что не скупился, занимая крупные суммы. Подтверждение тому росло у них на глазах. Burj Dubai - это самое высокое здание в мире. Сооружения, носившие титул "самого высокого здания" ранее, тоже проектировались и финансировались во время подъемов, а открывались во время последующих спадов. Небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг был спроектирован в середине "Ревущих двадцатых", в 1930 г. началось строительство, а в 1931 г., в разгар Великой депрессии, здание было открыто. Башни Петронас Куала Лумпур были построены во время подъема середины 90-х гг, а открылись только в 1998 г., когда грянул азиатский кризис.
Если принять во внимание размер зданий и масштабы строительства, которое велось в последние годы, нет ничего удивительного, что Дубай по уши в долгах. Тем не менее, инвесторы надеялись, что, в конечном счете Дубай сохранит свою кредитоспособность, а если что, обратится за помощью к своему богатому нефтью соседу Абу-Даби. Возможно, помощь еще придет. В таком случае инвесторы вздохнут с облегчением. В то же время случай с Дубаем свидетельствует о том, что мировой финансовый кризис еще не закончился. Если он возник в результате чрезмерных долгов, то эти долги никуда не исчезли.
В истории с Дубаем не может не вызывать беспокойства то, что в опасности находятся не только частные инвесторы. Попавшая в переплет компания Dubai World принадлежит государству. Несчастье Дубая может превратиться в беду всех правительств мира. За последние несколько лет финансовое положение многих из них резко ухудшилось, частично из-за глубокой мировой рецессии и ее влияния на доходы от налогов, а частично потому, что правительства специально открыли денежные краны, чтобы обеспечить кейнсианские фискальные стимулы. Если Дубай попал в беду, могут ли за ним последовать другие страны? И если да, когда это произойдет?
Взглянем на это под другим углом. Правительства стран могут вести коммерческую деятельность (как Дубай). Они могут осуществлять финансовую поддержку своих коммерческих операций (как на Западе). Но кто поможет им самим? Ранее эту функцию выполнял Международный валютный фонд. Однако успех фонда зависит от достаточного притока средств. А эти средства в свою очередь зависят от поддержания разумного финансового здоровья развитых государств. Но вот финансовое здоровье развитых стран сильно хромает. По сути, у правительств не так много вариантов борьбы с финансовыми беспорядками. Первый связан с годами строжайшей экономии, - именно с этим сейчас с трудом справляется Ирландия, и это предстоит Великобритании после всеобщих выборов. В конце концов, это разумный подход: если страна жила не по средствам, небольшая экономия ей пойдет только на пользу. Но то что кажется верным с экономической точки зрения, совсем не вяжется с политическими интересами: увеличение налогов и сокращение расходов никогда не пользовалось популярностью, и если в следующем году ни одна из партий не получит большинства в Палате общин, эти меры нельзя будет внедрить в полном масштабе.
Второй вариант связан с инфляцией. Если кредиторы будут в основном действовать внутри страны, неожиданно высокая инфляция сократит реальную процентную ставку, выплачиваемую правительством своим держателям облигаций. Таким образом, инфляция действует как скрытый налог, обманывая кредиторов за счет должников. На Западе подобный прием использовался в 70-х гг, а в Зимбабве его активно применяют до сих пор. Некоторые инвесторы считают, что весь мир движется в этом направлении, но мне это почему-то кажется сомнительным. У властей Японии было много возможностей повысить инфляцию, но они неизменно отказывались от этого пути. В стране со стареющим населением высокая инфляция вряд ли поможет победить на выборах: пожилые избиратели не обрадуются, если инфляция начнет сжигать их сбережения.
Третий вариант действий связан с девальвацией. Он сработает, только если страна, проводящая девальвацию, брала у других стран мира займы в своей валюте. В таком случае девальвация сократит сумму денег, которую нужно выплатить иностранным кредиторам в их собственных валютах. Так, если доллар США или фунт стерлинга существенно упадет, стоимость государственных облигаций и казначейских векселей в евро тоже станет ниже. Но тогда от этого пострадают владельцы облигаций и казначейских векселей в Германии. Как и повышение инфляции, девальвация требует чрезвычайно свободной внутренней монетарной политики и, желательно, мерно гудящего на заднем фоне печатного станка. Пока в США и Великобритании простаивают мощности, девальвация валюты вряд ли вызовет сильный скачок внутренней инфляции. Таким образом, девальвация - это удобный способ навредить иностранным кредиторам, не затронув своих.
Четвертый вариант - это дефолт. У стран, которые брали кредиты в иностранной валюте, зачастую нет выбора. Для них девальвация будет неэффективной, потому что увеличит стоимость их долгов перед иностранцами в местной валюте. Аргентина убедилась в этом ранее в этом десятилетии. Некоторые страны могут потерять контроль над своими валютами или темпами инфляции, что произошло с членами Еврозоны. В таком случае приходится выбирать между первым и четвертым вариантом. Аналогичные доводы применимы и к Дубаю, если только к нему на помощь не придет Абу-Даби в сверкающих доспехах. Конечно, были случаи, когда правительства накапливали огромные долги без какого-либо суверенного риска. В конце Второй мировой войны у США и Великобритания были большие задолженности. У Японии по сей день огромные долги. А другие страны активно брали в долг, не впадая в финансовый кризис в результате временного монетарного отклонения. К примеру, власти Греции брали кредиты, потому что Европейский центральный банк предоставил банкам Греции займы по чрезвычайно низкой процентной ставке, которые можно было инвестировать в греческие государственные облигации с гораздо более высокой доходностью (т.е. финансовая арифметика Греции уязвима перед лицом будущего ужесточения монетарной политики со стороны ЕЦБ).
Однако все эти заимствования зависят от важного предположения, что правительства имеют достаточную политическую власть для погашения долга перед кредиторами. Если выплата долга станет непосильной, и вырастет риск дефолта, грянет еще один финансовый кризис, который на этот раз будет связан не с субстандартным кредитованием, а с бумагами - наличными и государственными облигациями, - которые являются основной нашей финансовой системы. Через несколько лет Burj Dubai будет стоять, а вот финансовая система к тому времени может опуститься на колени.
Стивен Кинг
По материалам Independent Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Форекс
Последние новости:
04.12.09 20:07 | BNP Paribas: золото рискует развернуться ниже | 06.12.09 13:44 | В ВТО пора провести генеральную уборку |
17:18 DefakeR: а золото все шпарит и шпарит... цель1-1350, цель 2-1670.... лет через 5 3000будет.... вот жизнь...
13:44 news_robot: Господа, в разделе Фондовый рынок появился новый комментарий
|
- Новости рынка