Жизнь после Тэтчер
Фондовый рынок
Маргарет Тэтчер стала премьер-министром Великобритании 4 мая 1979 г. и занимала этот пост более 11 лет. В годы ее правления была изменена политика Великобритании, а после избрания Рональда Рейгана президентом США в 1980 г. они вместе с Маргарет Тэтчер изменили мир. Многое ли осталось от реформ Тэтчер сейчас, после крупнейшего финансового кризиса со времен 30-х гг., в центре которого оказались США и Великобритания, ведущие финансовые центра мира? Г-жа (а теперь леди) Тэтчер заняла пост премьер-министра, намереваясь предотвратить падение национального рынка со свойственной ему высокой инфляцией, медленным ростом и воинственным настроем профсоюзов. Она усилила контроль денежно-кредитной политики, отменила регулирование, особенно финансового сектора, создала гибкий рынок труда и начала приватизацию. После 1997 г. правительство лейбористов не отказалось от этих политик, а использовало их в качестве основы для своих действий. Лейбористы увеличили государственные расходы, но не намного: в 2007-2008 гг. они были ниже, чем во времена г-жи Тэтчер до 1988-89 гг. Также правительство лейбористов отказалось от активной фискальной политики, приняло уровень целевой инфляции, предоставила независимость центральному банку и благосклонно относилась к бурному развитию финансового сектора.
С тех пор мир изменился. Государство было вынуждено спасти финансовый сектор от обвала. Макроэкономическая стабильность исчезла: в третьем квартале 2009 г. валовой внутренний продукт Великобритании оказался на 10% ниже того уровня, который ему удалось бы достичь, если бы тенденция с 1991 г. (годовой рост 3%) сохранилась после начала 2008 г. Возник огромный бюджетный дефицит: согласно бюджетным прогнозам в марте 2009 г., текущие расходы за этот финансовый год будут на 3% выше, чем в прошлом году. В то время как, согласно прогнозам, номинальный ВВП опустится на 9%, а текущие доходы - на 18%. Именно этим снижением объясняется текущий и прогнозируемый дефициты. Похоже, быстрый рост и высокая прибыльность остались позади для финансового сектора. Равно как и предположение, что правительство не должно вмешиваться в деятельность рынков. Что же осталось от убеждения, что реформы Тэтчер укрепили экономику Великобритании?
Во-первых, даже в условиях рецессии ВВП Великобритании вырос гораздо сильнее, чем ВВП крупнейших стран континентальной Европы или Японии. С первого квартала 1991 г. по третий квартал 2009 г. ВВП Великобритании вырос на 48% против 35% во Франции, 22% в Германии, 19% в Италии и 16% в Японии. Среди группы семи ведущих государств с высоким уровнем дохода только США и Канада опередили Великобританию, в них ВВП вырос на 63% и 60% соответственно. Во-вторых, часть этих показателей может оказаться миражом. Но если темпы роста в Великобритании не опустятся ниже уровня других европейских стран и Японии с начала 1991 г. до начала кризиса (1.1% в Японии, 1.5% в Германии и Италии и 2.1% во Франции), и показатели этих стран резко не вырастут (что кажется маловероятным), Великобритания сохранит свое преимущество, полученное в годы экспансии. Безусловно, эпоха реформ не прошла даром. В-третьих, стабилизация была недостаточной. Так, до кризиса финансовый долг - чистый долг к ВВП в размере около 40% - и текущие дефициты были слишком высокими, лишая страну места для маневра. Это привело к неблагоприятным последствиям. Высок риск того, что впереди у Великобритании 20 лет жесткой экономии, 10 из которых уйдут на восстановление контроля над дефицитами, а еще 10 - на сокращение долгов до первоначального уровня. В конечном счете для предотвращения этого нежелательного развития событий потребуется катастрофическое инфляционное обесценение или восстановление роста. Чем более быстрым будет рост, тем проще будет управлять финансовым кризисом. Путь наименьшего сопротивления к росту связан с надеждой на то, что свободная монетарная политика в разных странах мира будет способствовать возрождению, хоть и не реформированного, финансового сектора, что удержит экономику Великобритании на плаву. Это опасно как в экономическом (из-за нестабильности), так и финансовом плане (в связи с возможными высокими затратами). Великобритания едва ли может позволить себе обеспечить стабильность своего финансового сектора, не говоря уже о мировой финансовой системе.
Нужно искать решение в другом месте: оно связано с ориентированной на рост политикой, которая будет способствовать развитию более диверсифицированной экономики. Для этого нужно не подавлять рынки, а поддерживать и направлять их. Финансовые дефициты не должны покрываться за счет тех видов деятельности, которые могут способствовать росту, а именно за счет развития инфраструктуры и научно-исследовательской деятельности. Требуется увеличение сбережений и инвестиций. Иммиграционная политика должна быть направлена на лиц, имеющих возможность внести свой вклад. В связи с высокими задолженностями домохозяйств первоочередное внимание должно уделяться деятельности, которая обслуживает мировые рынки. Годы правления Маргарет Тэтчер и так называемая "эпоха после Тэтчер" прошли с пользой. Но за годы благополучия Великобритания потеряла реальное представление о направлении, в котором рынки ведут экономику, и о финансовом положении страны. Перегретые финансовые рынки - это опасный экономический ориентир, о чем в свое время предупреждал Кейнс, а оценка финансового положения тоже требует большой осторожности. Сейчас от политиков требуется направить все силы на рост. Это единственный способ справиться с шоком.
Мартин Вулф
По материалам The Financial Times Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Форекс
Последние новости:
15.12.09 16:56 | Цены производителей в США преподнесли сюрприз | 16.12.09 13:16 | Число безработных в Великобритании в ноябре неожиданно снизилось |
- Новости рынка