Как пройти по фискальному лезвию и не упасть?
Фондовый рынок
Нейл Фюргесон любит преувеличивать. Поэтому меня не удивило его недавнее заявление о том, что США пострадают от кризиса в Греции. Я не обратил на него внимания, посчитав простой истерикой. Как и многие страны с высоким уровнем дохода, США действительно ходят по фискальному лезвию. Однако настоящая опасность - это шаг в сторону, в сторону чрезмерного ослабления в долгосрочной перспективе и чрезмерного ужесточения политики - в краткосрочной. Похоже, об этой дилемме профессор Фюргесон и не догадывается. По словам пр-ра Фюргесона, согласно прогнозам Белого дома, к 2012 году общий федеральный долг превысит 100% от ВВП. У США никогда больше не будет сбалансированного бюджета. Монетарная политика, а не дефициты, спасли экономику. Близится повышение процентных ставок. А высокий дефицит бюджета вредит экономике.
Брэд Дэлонг из Университета Калифорнии в Беркли ответил, что частично это заявление неверно и вводит в заблуждение: Согласно прогнозам Белого дома, федеральный долг к 2012 году составит 71% от ВВП и не превысит 77% к 2020 г.; сама по себе монетарная политика не способствовала бы восстановлению; а высокие процентные ставки действительно могут стать препятствием, но пока ничто в текущих кривых доходности об этом не свидетельствует. Более того, нет никаких оснований балансировать бюджет страны, темпы роста номинального ВВП которой в нормальных условиях достигают 5% в годовом исчислении. Пр-р Фюргесон пытается заставить власти США отказаться от поддержки или даже увеличения фискальных стимулов, даже несмотря на то что истинная проблема связана с долгосрочной устойчивостью. Также он обвиняет оппонентов в желании "съесть бесплатный кейнсианский сыр". Это не совсем так. Суть дела скорее в том, что преимущества от более высокой производительности сегодня превышают затраты на обслуживание долга завтра. Пр-р Фюргесон вместо этого верит в консервативный бесплатный сыр. Он считает, что фискальное ужесточение сегодня окажет незначительное влияние на экономическую активность. Обычно, если у монетарной политики есть место для маневра, и отсутствуют ограничения в кредитовании частного сектора, это так. Но, как отмечают Оливье Бланшар, главный экономист из Международного валютного фонда, и его коллеги в своем недавнем отчете: "В связи с тем, что монетарная политика, включая кредитное и количественное ослабление, достигла своих пределов, политикам не остается ничего другого, кроме как полагаться на фискальную политику.
Стивен Сечетти и его коллеги из Банка международных расчетов в своей недавней работе "The Future of Public Debt", представленной на конференции в честь 75-ого юбилея Резервного банка Индии, относят к числу высокодоходных стран, которые пережили крупнейшие скачки дефицита и долгов, Ирландию, Испанию, Великобританию и США. Эти страны пережили крупнейшие бумы кредитования и пузыри активов. В результате именно в этих областях наблюдается наибольшее снижение расходов частного сектор под давлением необходимости отказа от кредитов. Скачки фискальных дефицитов отражают сокращение расходов пострадавшего частного сектора. В США финансовый баланс частного сектора (разрыв между доходами и расходами) сместился с -2,1% от ВВП в 4-ом квартале 2007 года до +6,7% в 3-ем квартале 2009 года, т.е. ВВП изменился на 8,8%. Это случилось, несмотря на попытки ФРС поддержать кредитование и расходы. Аналогичные изменения произошли в других странах, пострадавших от кризиса. Если бы эти государства захотели сбалансировать свои бюджеты, как того требуют представители консервативной партии, возможны два варианта: наиболее правдоподобный заключается в начале второй Великой депрессии, и менее реальный - в том, что несмотря на ощутимое увеличение налогов или крупное сокращение расходов, частный сектор продолжал бы брать кредиты и тратить деньги, как будто никакого кризиса и не было. Другими словами, масштабное фискальное ужесточение, в конечном счете, привело бы к расширению экономики. Это все равно, что верить в чудеса.
Существенное увеличение фискального дефицита отвечало обстоятельствам. Был только один способ избежать его - предотвратить увеличение кредитования и долгов частного сектора. Но пр-р Фюргесон прав: все знают, что такие дефициты не могут длиться вечно. Как отмечают Рейнхарт Кармен и Кеннет Рогофф в своей недавней работе, как только соотношение государственного долга к ВВП превысит 90%, средние темпы роста начнут снижаться на 1% в год. Это подразумевает высокие расходы. Более того, имеется риск того, что в какой-то момент уверенность будет потеряна, и процентные ставки взлетят вверх со страшными последствиями для долгов. Однако McKinsey Global Institute в своем недавнем отчете описал проблему: "История показывает, что периоды отказа от кредитов были болезненными и длились в среднем от шести до семи лет, сокращая отношение долга к ВВП на 25%". Единственный способ ускорить процесс - это массовое банкротство или инфляция. Если исключить эти два условия, что тогда может поддержать спрос в условиях отказа от кредитов? Если к тому же исключить фискальную политику, единственный вариант - это внешний спрос. Но кто захочет компенсировать сокращение спроса в США и других побитых кризисом экономиках? Увы, никто.
По этому поводу Банк международных расчетов говорит, что долгосрочные финансовые перспективы, по большей части связанные со старением населения, выглядят мрачно. В своих прогнозах, основанных на этих страшных исходных условиях, БМР предполагает, что к 2050 году отношение государственного долга к ВВП может достичь 250% от ВВП в Италии, 300% в Германии, 400% во Франции, 450% в США, 500% в Великобритании и 600% в Японии. Если суверенный долг стран с высоким уровнем дохода не будет существенно сокращен, им действительно нужен надежный план по снижению расходов. С этим сложно не согласиться. Оптимальный подход заключается в резком сокращении долгосрочного роста расходов на выплату субсидий. Более того, по мере восстановления экономики также потребуются краткосрочные налогово-бюджетные меры. Они должны включать сокращение расходов и увеличение налогов для восстановления прибыли, потерянной во время кризиса.Возникает большая дилемма: что, если отказ частного сектора от использования кредита и фискальный дефицит будет продолжаться в США и других странах в течение многих лет, как в Японии? Эти страны с рейтингом ААА, включая даже США, могут потерять свободу действий в фискальной политике. В Японии такого еще не было. И может не случиться в США. Или наоборот. Итак, страны с высоким уровнем доходов столкнулись с огромными фискальными сложностями. И их финансовое положение отличается крайней нестабильностью. Но США - это не Греция. Более того, масштабное ужесточение фискальной политики сегодня будет крупной ошибкой. Оно породит огромные риски и, конечно, погрузит большую часть стран мира обратно в рецессию. Частный сектор должен восстановиться. Именно это, а не сокращение расходов - главная задача на данный момент.
Мартин Вулф
По материалам The Financial Times Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Форекс
Последние новости:
07.03.10 14:42 | Инфляция - не бегущая мишень | 08.03.10 18:30 | Очень долгосрочный прогноз |
17:18 alexl80: ОТ греции бл. все страдают кроме тех кто изначально все это (дело) зате й ел!
18:30 news_robot: Господа, в разделе Фондовый рынок появился новый комментарий
|
- Новости рынка