Сколько стоит дешевая рабсила
Фондовый рынок
Жители Северной Африки рискуют своими жизнями, пытаясь пересечь Средиземное море и попасть в Южную Европу. Мексиканцы платят посредникам, чтобы оказаться по ту сторону границы с Соединенными Штатами. Афганцы ночуют в палатках за пределами Кале в грязных трущобах, чтобы перейти через границу Великобритании. Кажется, везде есть люди, которые пытаются попасть за границу другой страны. Даже те, кто хочет легально въехать в страну с намерением заработать, в некоторых государствах сталкиваются с большими трудностями. В Германию, к примеру, по рабочим визам въезжает 70% легальных мигрантов, однако в Америке - истинной земле возможностей - этот показатель составляет лишь 5.6%. Остальные, в большинстве своем, попадают в страну, потому что один из членов семьи уже проживает там. Ежегодная квота Америки на визы для высококвалифицированных специалистов может закончиться в течение нескольких недель. В богатые страны хочет попасть больше людей, чем может. На лекции, прошедшей 17 июня в Институте экономических отношений, расположенном в Лондоне, Гари Беккер предложил "радикальное решение" этой сложной проблемы. Как и подобает лауреату Нобелевской премии, который положил начало применению экономической науки в таких сферах, как дискриминация, преступление и семья, его ответы предполагают использование рыночных механизмов. Беккер утверждает, что иммиграция находится в состоянии хаоса из-за отсутствия цены, которая соответствовала бы спросу и предложению. Государства, предположил он, могли бы использовать экономические принципы при распределении виз - либо продавая право на переселение по цене, которая бы привлекла желаемое число мигрантов, либо реализуя иммиграционные визы через аукционы.
Как и любая цена, цена за право переселения позволила бы мигрировать тем, кто этого хочет больше всего. По утверждению Беккера, успешные иммигранты остались бы обеспеченными даже после крупной платы за эту привилегию. Но принимающая сторона также оказалась бы в выигрыше. Ежегодная корректировка этой цены позволила бы странам сохранять контроль над тем, сколько иммигрантов пересекает границу, реагируя при этом на изменения условий на рынке труда. А полученный доход мог бы уменьшить беспокойства тех, кто выступает против иммиграции, в особенности, сейчас, когда при выборе способов улучшения государственных финансов необходимо мыслить разумно. Плата за право переселения в размере $50 000 принесла бы Америке $50 млрд. чистого дохода при въезде в страну одного миллиона иммигрантов, что приблизительно столько, сколько сейчас легально пересекает границу Штатов. Еще важнее то, что иммигранты, привлеченные такой основанной на плате системой, получат наибольшее экономическое преимущество от переселения, так как их заработная плата значительно вырастет. Беккер полагает, что такие люди обладали бы и другими желательными качествами. Это были бы люди инновационного склада ума, усердные и энергичные, которых страны стремились бы привлечь - например, инженеры индийского или китайского происхождения, которые в период с 2000 по 2004 год получили 14% патентов, присужденных в Америке, даже несмотря на то, что эти этнические группы составляют менее 5% населения. Кроме того, как утверждает Беккер, молодежь была бы более заинтересована в такой системе, так как у молодых людей было бы больше времени, чтобы компенсировать стоимость визы. Вполне привлекательная идея для стремительно стареющей Европы.
А как насчет людей талантливых, но не способных заплатить такую цену? Беккер предлагает систему, в которой потенциальные мигранты могут занять средства у государства в рамках некоего подобия студенческого кредита. Либо работодатели могли бы предоставить иностранным работникам средства по кредитным картам, задолженность по которым работники со временем могли бы погасить из своей заработной платы. Но, если государства будут одалживать иммигрантам деньги, на первый взгляд, это не будет способствовать сокращению бюджетных дефицитов. Причем прежде уже предпринимались попытки реализации идеи, согласно которой работники связывали себя обязательствами перед иностранным работодателем в оплату расходов по их перемещению на место работы с последующей выплатой долга в течение своей рабочей деятельности. В 19 веке это называлось наймом по контракту. В результате появилась целая группа карибских потомков индийцев, мигрировавших для работ на плантациях. Беккер предположил, что работник сможет откупиться от своего займа у работодателя, если решит поменять работу, аналогичным образом возможен и выкуп долговых обязательств в странах Карибского бассейна. Даже если работодатели не прибегают к тактике, используемой владельцами плантаций сахарного тростника в странах Карибского бассейна, Абхиджит Банерджи из Массачусетского технологического института полагает, что система все равно привела бы к проблемам. Компания, принимающая работника по такой схеме, предположительно, будет платить ему меньшую заработную плату, чем равноценному работнику из своей страны (в противном случае, почему бы не нанять местного жителя?). Заключение взаимовыгодного контракта возможно, так как работник все равно заработает больше, чем в своей стране. Но по прибытии, наилучшим для иммигранта вариантом было бы увольнение (например, из-за невыхода на работу) и поиск новой работы, уровень оплаты которой соответствует рыночному. Для предотвращения таких случаев работодателю пришлось бы пригрозить работнику, например, депортацией. Само существование такой угрозы позволило бы работодателю и дальше снижать заработную плату.
Головная боль мигранта
Сендил Муленатан из Гарвардского университета указывает на другую проблему. Цены обеспечивают эффективность распределения ресурсов, когда польза товара (в данном случае, кредитной карты) полностью принадлежит покупателю. Однако приезд иммигранта оказывает воздействие на общество - экономисты называют это свойство "внешним эффектом". При различии частных и социальных выгод от присутствия лица в другой стране принятие решения о его допуске в эту страну исходя из готовности платить, вероятно, является не самым лучшим подходом. К примеру, Америка, возможно, хочет принять в страну множество ученых, но может в итоге получить чрезмерное число индийцев предпенсионного возраста, привлеченных идеей использования своих накопленных сбережений для покупки страхового полиса по программе "Медикэр". Если же польза иммиграции в большей степени зависит от характеристик людей, нежели от их готовности платить, решение, возможно, уже существует. Такие страны, как Великобритания и Канада используют систему баллов, которая направлена на отбор мигрантов, имеющих желательный с экономической точки зрения уровень образования или специальные навыки. Иммиграционная политика в богатых странах не готова к предложенному Беккером радикальному переосмыслению. Однако неясно, нужно ли оно вообще.
По материалам The Economist Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Forex
Последние новости:
21.07.10 22:48 | Кому я должен... | 23.07.10 08:07 | Развенчаные мифы о протекционизме |
- Новости рынка