Не так-то просто развалить Еврозону
Фондовый рынок
16 декабря 2010г. европейские главы правительств торжественно заявили о том, что они "готовы сделать все необходимое" для защиты Еврозоны. Слова имеют мало значения. Скептики могут спросить, стоит ли воспринимать их всерьез. В данном случае стоит. Высока вероятность того, что Еврозона действительно сумеет выстоять, хотя и не без дальнейших потрясений. Хотелось бы отметить следующее: во-первых, у Еврозоны есть серьезные политические обязательства; во-вторых, долгосрочные интересы стран-участниц имеют второстепенное значение; и наконец, члены региона могут позволить себе это. В двух словах, у Ервозоны есть желание и необходимые средства, чтобы удержать евро на плаву.
В качестве обоснования можно использовать новый интересный отчет: "У Европы все получится" (Europe will work), опубликованный Nomura Global Economics под руководством Джона Левеллина и Питера Вествея. Читателям напоминают о том, что Еврозона - это результат европейского процесса интеграции, который начался после Второй мировой войны. Даже среди сегодняшних лидеров этот проект продолжает свое существование, даже несмотря на то, что воспоминания населения о войне стираются. Кроме того, верным оказывается предположение о том, что экономическая интеграция позволила бы навсегда сохранить Еврозону. И наконец, последствия даже частичного разделения Еврозоны слишком непредсказуемы, а по сему пугающи. Европейские лидеры пошли бы на этот шаг только в исключительных обстоятельствах.
Поэтому, пока многие немцы возмущаются недостойным поведением некоторых партнеров, элита страны осведомлена и о рисках изоляции, и о преимуществах стабильности в рамках взаимоотношений с соседями, которые появились в результате создания европейского проекта. Также лидеры стран, переживающих трудности, боятся оказаться в положении изгоев, что произошло бы в результате выхода из Еврозоны. Это не означает невозможность разделения в том или ном виде: Германия вышла бы из ЕС, если бы политические органы пришли к выводу, что членство в нем несовместимо с монетарной стабильностью; периферийные страны тоже вышли бы из Союза, если бы пришли к выводу, что членство несовместимо с процветанием. Пока что никто из них не приблизился к принятию такого решения. Реструктуризация долгов весьма вероятна, вероятность же какого-либо распада гораздо ниже.
Парадоксально, но трагедия Еврозоны в том, что ее механизмы работали слишком хорошо. Объединение предполагаемых рисков способствовало ускоренному объединению доходов. Находясь в состоянии эйфории, беспечные кредиторы сами дали заемщикам веревку, на которой последние могли бы повеситься, если бы оказались безответственными правительствами (как в Греции) или безрассудными частными организациями (как в Ирландии и Испании). В результате образовалась огромная задолженность. В конечном счете, большинство недальновидных кредиторов пришли в чувство. Но когда частные кредиторы затягивают петлю, теоретически, частный долг имеет свойство превращаться в государственный долг, по мере того, как правительства пытаются спасти терпящие крах финансовые системы и поддержать активность в разрушающихся экономиках. Даже страны с устойчивыми государственными финансовыми секторами, например, Ирландия и Испания, переживают такие же трудности. Согласно прогнозам, в период с 2007 по 2013 год государственный долг Ирландии вырастет с 25 до 125% от ВВП, при этом почти треть этого роста связана со спасением банков.
Хорошо, что рынки признали свою ошибку. Плохо то, что они сделали это в слишком драматичной форме. Это привело к образованию огромного долга в испытывающих трудности странах и заставило страдать Еврозону от головной боли. Как говорится в отчете Nomura, управляемость государственным долгом зависит от трех вещей: исходный бюджетный дефицит (до вычета процентов); "снежный ком" - связь между процентной ставкой и будущим ростом; и влияние на государственный долг корректировок в плане "запаса-прироста" - необходимость спасать банки или "долговая дефляция" (увеличение долгового бремени из-за падения внутренних цен или обесценивания валюты в случае деноминации долга в иностранной валюте). Характер кризисов таков, что они приводят к серьезному ухудшению всех трех этих показателей. Большое влияние в плане будущего роста, финансового положения и угрозы долговой дефляции оказывает тот факт, что в эпоху объединения обремененные долгами страны резко теряли конкурентоспособность. В период с 1999г. по 2007г., по отношению к аналогичным показателям в Германии, удельные затраты на рабочую силу в Ирландии выросли на 31%, в Греции и Испании - на 27%, а в Португалии на 24%. Их ожидает длинный путь восстановления конкурентоспособности.
Отчет содержит некоторые тревожные цифры в плане достижения финансовых целей в странах, переживающих трудности. Предположим, например, что нужно обеспечить соотношение между государственным долгом и ВВП в 60% - стандарт согласно Маастрихтскому договору - к 2030г. Также предположим, что процентная ставка всего на 1% выше темпов роста номинального ВВП, тогда необходимое ужесточение исходного структурного дефицита бюджета в промежутке между 2009 и 2010 годами составляет 16 и 18% от ВВП в Греции, 14 и 16% в Ирландии, 10 и 12% в Испании и 8 и 10% в Португалии. Масштаб трудностей отчасти увеличивается за счет размера первоначальных исходных дефицитов: 9.8% от ВВП в Греции, 9.7% в Ирландии, 7.5% в Испании и 5.4% в Португалии. Неудивительно, что рынки не хотят финансировать некоторые из этих стран на постоянной основе.
Все это огромные проблемы. Трудно поверить, что всем удастся избежать реструктуризации долга. Непростительно, что последнее ирландское правительство столь беззаботно отнеслось к обеспечению гарантии банковского долга, и что остальные страны Европейского союза поддержали это решение. Государство, уничтожая доверие для спасения кредиторов своих банков, поступает неверно. Такие меры, принимаемые для защиты финансовых систем в других странах, не способствует улучшению ситуации, а наоборот приводит к ее ухудшению. Тем не менее, реструктуризация долгов не представляет смертельную угрозу для Еврозоны.
Важно помнить, что на долю Греции, Ирландии и Португалии приходится всего 6% ВВП Еврозоны. Даже доля Испании составляет только 11%. Кроме того, общий государственный долг Еврозоны составляет всего 84% от ВВП, тогда как ее бюджетный дефицит равен 6%. Оба показателя лучше, чем в США. Еврозона должны достичь три цели: прекратить панику в банковском и финансовом секторах; помочь испытывающим трудности странам восстановить экономическое здоровье; и создать режим, способный предотвращать подобные кризисы в будущем. Для этого у нее есть одно большое преимущество, связанное с преодолением эйфории по поводу объединения, и при этом перед ней стоит одно серьезное препятствие, связанное с тем, что некоторые страны-участницы испытывают огромные трудности.
Мартин Вулф
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times
Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Forex
Последние новости:
19.03.11 21:20 | Хватит ли Японии запаса прочности | 20.03.11 18:49 | Китай сбавляет обороты |
- Новости рынка