За гранью европейской политики
Фондовый рынок
Проведем мысленный эксперимент: допустим, что ситуация развивается так, как задумали политики Еврозоны. Канцлер Германии Ангела Меркель вернет себе спокойствие духа и перестанет мелочиться по поводу различных фондов спасения, формируемых для помощи менее удачливым странам Еврозоны. Допустим, что все страны, пообещавшие внести средства в новый европейский механизм обеспечения стабильности (ESM), на общую сумму 700 млрд. евро к 2013 году, сделают свой вклад в этот резервный фонд, и все, включая Грецию, Португалию, Ирландию и Испанию, докажут свою готовность реагировать соответствующим образом, если придется удовлетворять миллиардные гарантии. Допустим также, что Греция придумает, как ей собрать побольше налогов и даже сможет сократить свой дефицит, как обещала, когда просила помощи. А греческие банки, в которых находятся португальские облигации на сумму 77 млрд. евро, каким-то чудом сумеют пережить новый план Еврозоны по привлечению кредиторов оплате программ по спасению банковского сектора. Новое португальское правительство, которое будет сформировано после выборов 5 июня, возглавит Педро Пассос Коелхо, который подготовит вменяемую программу фискальной консолидации и будет продвигать ее успешнее своего предшественника Хосе Сократеса. Это лучше, чем платить проценты по 10-летним гос. облигациям по рыночным ставкам 8%. Но для этого Брюсселю потребуется пересмотреть последнее заявление Лиссабона о том, что дефицит в 2010 году был недооценен примерно на 2.5 млрд. евро (то есть на 1.5% от ВВП; таким образом, общий показатель дефицита достиг 8.6% от ВВП), при этом стране не удастся сократить его до оговоренных уровней.
Между тем, ирландские банки сумеют привлечь еще 24 млрд. евро, которые нужны им для удовлетворения требований не слишком жестких стресс-тестов. А Энда Кенни убедит своих европейских коллег понизить проценты по кредитам и продлить срок погашения займа. Пойдем дальше, и предположим, что Испании во главе с новым Премьер министром Хосе Луисом Родригесом Запарето, не потребуются перевыборы в марте 2012 года, правительство сможет избежать кризиса, даже несмотря на то, что региональные политики, в частности, в Каталонии, заявляют, что не собираются делать то, что каталонский премьер Артур Мас назвал "деструктивно безумным" ужесточением, которого от них требует центральное правительство. А новые правительства Португалии, Испании, Ирландии, Германии (если Меркель не удержит-таки власть в своих руках), Франции (согласно опросам Саркози едва набирает 20% голосов) и Италии не поддадутся популистским устремлениям и не предпочтут остаться белыми и пушистыми в глазах избирателей, вместо того, чтобы проводить ненавистную народу фискальную консолидацию. И, наконец, допустим, что инвесторы, которые сейчас тревожатся по поводу своих потенциальных убытков в случае новых спасений, не станут загонять премию за риск к новым максимумам. Поправьте меня, если я что-то упустил.
Но даже при таком оптимистичном сценарии развития событий не исключено, что одна или две страны в Еврозоне объявят дефолт по своим государственным долгам. Хуже того, фундаментальные экономические проблемы, которые лежат в основе нынешних трудностей, так и остаются нерешенными. На балансах испанских банков по-прежнему будет находиться большое количество недостроенной недвижимости в условиях перенасыщенного рынка жилья - по данным агентства RR Acuña, сейчас пустуют около 1.5 млн. домов. Для строительного сектора такой излишек не сулит ничего хорошего, особенно в стране, которая так рассчитывает, что он поможет сократить процент безработных, который на данный момент составляет 20.5%. В Португалии по-прежнему будет переизбыток неквалифицированных рабочих, не способных конкурировать со специалистами из Китая, Центральной Америки и других стран. Экономика Греции не сможет производить ничего, кроме столь привлекательного для туристов солнечного света (туристическая отрасль отвечает за 15% от ВВП и 16.5% рынка труда), и только экспаты будут так охотно покупать облигации диаспоры на ставкам ниже рыночных - это инструмент привлечения финансирования, используемый в Израиле и Индии. У Ирландии уйдут годы на то, чтобы разгрести руины, которые когда-то были банковской системой, а способность страны привлекать иностранные инвестиции будет зависеть от того, сумеет ли правительство противостоять давлению со стороны европейских коллег, требующих повысить корпоративный налог, или, выражаясь на деловом жаргоне, "гармонизировать" свою налоговую политику с политикой других стран ЕС.
Германия остается европейским вариантом Китая, экспортно-ориентированной экономикой, которая процветает, потому что евро оказывает гнетущее влияние на экономику стран Средиземноморья. Но немецким банкам удастся избежать краха, только если Германия продолжит давать деньги на спасение тех государств, чьи облигации находятся у них на балансах. Вспомните, ведь именно немецкий банк рухнул первым во время последнего кризиса, а, если верить опубликованному недавно отчету, другие банки вынуждены постоянно прибегать к чрезвычайным кредитам ФРС. Но важнее всего то, что оптимистичный сценарий, с которого начался наш мысленный эксперимент, никак не учитывает вероятность того, что немецкие политики остановят процессы, превращающие Еврозону в транзитную зону, где хорошая кредитная история Германии подпитывает кредитование в неблагонадежных странах. Ни для кого не секрет, что г-жа Меркель начала стремительно терять популярность в массах, как только временные финансовые вливания переросли в постоянный механизм передачи обязательств слабых стран на баланс Германии.
Прежде всего, Еврозоне нужно реструктурировать долги проблемных стран, а затем провести три фундаментальные реформы: перебалансировку, перестройку и внесение административной ясности. Германия должна внести свой вклад в перебалансировку ЕС, сделав то, что сами требуют от Китая: усилить внутреннее потребление, чтобы другие страны Еврозоны смогли начать экспортировать в Германию что-то кроме рабочей силы. На самом деле, Еврозоне, да и ЕС в целом, требуется провести реформу рынка труда и другие преобразования, которые ждут своего часа уже не один десяток лет. А руководство ЕС в Брюсселе должно понять, что невнятные отчеты и заявления лишь демонстрируют их способность состряпать что-нибудь на скорую руку, но полную неспособность к принятию жестких решений. Но рынкам облигаций нужна упорная работа, их никак не устроит нечто, сделанное наспех.
Ирвин Стельцер, директор исследований экономической политике в Гудзонском университете в Вашингтоне.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Wall street journal
Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Forex
Последние новости:
11.04.11 16:56 | PIMCO ставит на рост доходности по казначейским облигациям | 12.04.11 15:53 | Рост выручки Alcoa разочаровал инвесторов |
- Новости рынка