Трудный выбор во времена повышения ставок
Фондовый рынок
То, что Мервин Кинг, управляющий Банком Англии, назвал "приятным десятилетием" (без инфляции, с устойчивым ростом), навсегда осталось в прошлом. Ему на смену пришло то, что можно смело назвать Кошмаром (фискальная консолидация и долгие годы стагфляции). А кошмарные времена требуют от нас непростых решений: должен ли комитет по монетарной политике реагировать на рост инфляционного давления повышением ставки, несмотря на слабость экономики и фискальные ограничения? Или нужно надеяться на то, что инфляция окажется временной?
Я склоняюсь к последнему варианту, поэтому, полагаю, что Банк Англии принял правильное решение, оставив ставку без изменений на последнем заседании, и не уподобившись европейскому ЦБ, который поднял ее на 0.25% до 1.25%, впервые за три последних года. Но сделать выбор становится все сложнее и сложнее. В конце концов, MPC уже много раз ошибался в своих прогнозах. На кон поставлена репутация. Среди приятных следствий смены монетарного режима - улучшение характера дискуссий. Помимо отчета по инфляции и протокола заседания MPC, члены комитета выступают с пламенными речами. Спенсер Дейл, старший экономист, поддерживающий повышение ставки на четверть процента, подготовил весьма полезный анализ того, почему МРС так часто ошибается. Например, в феврале 2009 года члены Комитета предположили, что вероятность превышения инфляцией 3% порога в 2010 году меньше чем 1 к 20. На самом же деле, она держалась выше 3% во всех четырех кварталах. Выглядит не очень лицеприятно, не так ли?
За период с середины 1997-х годовая инфляция по индексу потребительских цен в среднем держалась на уровне 1.9%. К сожалению, сюда входят два периода: с середины 1997 года по середину 2005 года, когда инфляция в среднем составляла 1.3%; и период, когда она держалась на уровне 2.7%, то есть, выше целевого уровня Банка Англии. Комитету лучше удавалось держать инфляцию в 2%-ной узде до тех пор, пока он не поставил перед собой такую цель. Все это свидетельствует о том, что мы не представляем себе, как на самом деле функционирует экономика. Тем не менее, Дейл считает, что объяснить рост инфляции в 2009 и 2010 годах довольно просто. В прошлом году неожиданное усиление ценового давления было обусловлено девальвацией фунта. В 2010 году всему виной рост цен на сырье. Короче говоря, серия шоков - падение курса фунта, рост цен на сырье, повышение НДС - могли дискредитировать способность Банка Англии делать достоверные прогнозы. Никто в здравом уме не будет голосовать за повышение ставки в разгар кризиса, чтобы снизить внутреннюю инфляцию и компенсировать внешние временные ценовые шоки.
Более того, рост инфляции в прошлом не имеет отношение к сегодняшнему дню: важнее перспективы. По этому поводу Дейл отмечает: "инфляция, вероятно, продолжит расти, поскольку удорожание сырья начинает двигаться вверх по цепи поставок". Но инфляция снизится, как только начнет угасать влияние временных факторов, а ослабление экономики продожит сдерживать рост потребительских цен. Пока этот сценарий развития событий кажется наиболее вероятным. Но следует помнить о том, что структурное фискальное ужесточение только началось, а экономика переживает стагнацию уже более двух кварталов подряд. С начала года и по третий квартал 2010 года затраты труда на единицу продукции не изменились. Более того, денежная масса, на самом деле, сокращается - если это еще кому-то интересно.
Главный ястреб Комитета, который вскоре покинет его ряды, Эндрю Сентанс, в своем выступлении заявил о том, что большинство не понимает принцип работы свободных мощностей в экономике, ориентированной на сферу услуг. Но так ли это? В конце концов, в последнем квартале 2010 года валовой внутренний продукт был на 4.6% ниже своего минимума, установленного в первом квартале 2008 года, а безработица держалась на уровне 8%. Есть все основания подождать и посмотреть, как будут развиваться события. Против этого приводят два возражения: Во-первых, рост цен на сырье может оказаться не корректировкой, а долгосрочным новым трендом. Если так, то МРС должен стремиться к сокращению внутренней инфляции. На это могу сказать одно: мы не можем быть уверены в том, что колебания цен являются результатом динамики сырьевых рынков. Болеетого, мы даже не знаем точно, формируется ли восходящий тренд. Отделить его от шелухи и шума почти невозможно.
Во-вторых, неспособность вернуть инфляцию к целевому уровню в течение длительного времени может спровоцировать бесконтрольный рост инфляционных ожиданий. Тогда нам грозит катастрофа, аналогичная той, которая обрушилась на нас в 1970-е. Согласно данным последних отчетов, инфляционные ожидания действительно растут. На то же указывает и динамика рынка облигаций. Зарплаты также увеличиваются несколько быстрее, чем раньше. Но все это еще не смертельно. Но требует особо пристального внимания и осторожности. Я не вижу никаких серьезных причин следовать примеру ЕЦБ. Но если инфляция в ближайшее время не начнет отступать, а инфляционные ожидания продолжат расти, придется начать ужесточение монетарной политики. Вот тогда экономический кошмар будет становиться страшнее день ото дня. Малопривлекательная перспектива. Будем надеяться, что нам удастся ее избежать.
Мартин Вулф
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times
Последние новости:
16.04.11 22:17 | Геометрия мощи | 17.04.11 20:22 | Фискальные пуристы сошли с ума |
15:26 Royal Rentier: о
20:22 news_robot: Господа, в разделе Фондовый рынок появился новый комментарий
|
- Новости рынка