В высоких ценах на нефть прошу винить спекулянтов и Бернанке
Фондовый рынок
Ни для кого не секрет, что спекулянты толкают цены вверх. Сейчас вы будете удивлены. Есть и еще один виновник - это Федеральная резервная система США Глядя на плотный дорожный поток на кольцевой дороге вокруг Далласа, ни за что не подумаешь, что в стране бензиновый кризис.
Судя по всему, водители на бесплатных автомагистралях полагают, что в Техасе уже официально подняли ограничение скорости до 85 миль в час. Большинство просто не знает, что машина с потреблением топлива 30 ми/гал, на скорости 85 миль в час расходует на 35% больше бензина. Таким образом, фактическая цена за топливо для них возрастает с $3.79 до $5.11 за галлон. На самом деле, если бы нас действительно волновала стоимость бензина, мы бы делали все возможное, чтобы оптимизировать свои затраты. Но мы этого не делаем. Мы жалуемся на высокие цены, но ничего не предпринимаем. Американцы думают, что знают, кого винить в заоблачных ценах на бензин. Среди привычных обвиняемых лихачи, неэффективные двигатели, ОПЕК и даже Китай. Конечно, все эти факторы вносят свою лепту, считать их причиной кризиса, все равно, что винить в пузыре на рынке жилья лесопромышленную отрасль или высокие запросы плотников. На самом деле, ответ на вопрос, кто виноват в высоких ценах на топливо - отнюдь не тайна за семью печатями. Об этом писали уже много раз. Спекулянты, играющие на фьючерсных рынках, исключительно для того, чтобы набить свои карманы - вот кто. Все мы это знаем. Но, вероятно, для многих будет открытием узнать, что спекулянты действуют с одобрения ФРС.
Это объясняет, почему рынок нефти и бензина обходится потребителям и промышленности значительно дороже, чем нужно. До последнего времени, никто не мог с уверенностью сказать, насколько точна оценка спекулянтов в том, что высокий мировой спрос требует очередного повышения цен, примерно на 1 доллар за галлон выше, чем в это же время год назад. На самом деле, железнодорожный транспортный поток в США вырос на фоне укрепления экономики, а морские перевозки по всему миру вернулись к докризисным объемам. Однако результаты исследований MasterCard и ряда аналитиков на рынке нефти говорят о том, что внутреннее потребление бензина сократилось на 3-3.7% за последние пять недель; для страны, которая сжигает до 400 млн. галлонов бензина в день - это серьезное снижение. Такое падение спроса должно было бы привести к сопоставимому снижению стоимости на фьючерсных рынках, отражая цены, которые покупатели готовы выплачивать за топливо для перепродажи. Но ничего этого не произошло.
GOLDMAN вытеснил спекулянтов
А пресса продолжает убеждать нас в том, что цены на бензин напрямую связаны со стоимостью нефти. Но это лишь половина правды. Нефть и бензин продаются разным категориям покупателей. Одни покупают сырую нефть для переработки, а другие продают бензин на розничном рынке; они имеют законное право хеджировать свои риски. Но есть еще и спекулянты, которые выходят на рынок и думают, как бы подзаработать на топливе. Чтобы в очередной раз доказать, что в инвестиционной отрасли никто ничего толком не знает про нефть, 11 апреля Goldman Sachs порекомендовал своим клиентам избавиться от всех товарных активов, включая нефть. Издательство Guardian истолковало совет Goldman, как предупреждение: "Рекордные уровни спекулятивной торговли на рынке сырой нефти привели к существенному росту цен, таким образом, в краткосрочной перспективе, соотношение риска и потенциальной прибыли уже не выглядит привлекательным". "Рекордные уровни спекулятивной торговли" стали причиной роста цен на нефть? Странно, до этого все говорили о том, что стоимость нефти оправдана повышенным спросом на фоне восстановления мировой экономики. В тот же самый день, издание Financial Times сообщило, что в марте Саудовская Аравия "сократила объем добычи", что, казалось бы, противоречит их обещанию восполнить недостачу, возникшую в связи с революцией в Ливии. По данным аналитиков, Саудовская Аравия дополнительно добывает 300 тыс. баррелей в день, этого достаточно, чтобы удовлетворить спрос покупателей. Для США эти оценки вполне верны. Страна начала год с запасом нефти 333 млн. баррелей. На сегодняшний день они выросли до 359 млн. баррелей. Bank of America 13 апреля опубликовал несколько иной прогноз по рынку нефти, заявив, что с 30%-ной долей вероятности в этом году цена барреля нефти достигнет 160 долларов. Совершенно ясно, что дело темное, и становится все темнее. По словам одного из инвестиционных банков, с рынка нефти пора уходить, потому что спекулянты уже раздули на нем огромный пузырь. Однако некоторые полагают, что сейчас как раз самое время прыгать в уходящий поезд, потому что цены на нефть продолжат расти.
Хватит уже винить Китай во всех смертных грехах.
Если бы все точно знали, что происходит на рынке сырой нефти, эксперты крупных инвестиционных банков не давали бы диаметрально противоположных прогнозов. Так кого же мы виним за всю эту неразбериху и за высокие цены, из-за которых средняя американская семья вынуждена тратить дополнительные 700-1000 долларов в год на бензин, а такие компании как American Airlines жалуются на новый топливный кризис? Начнем с того, что перестанем винить Китай. В прошлом году Китай импортировал 4.75 млн. баррелей нефти в день. Согласно официальным показателям, темпы увеличения объема импорта не превышают 5% в год или 239 тыс. баррелей в день. Более того, Китай уже дважды в этом году поднимал учетную ставку, пытаясь охладить перегретую экономику. Оба раза цены на нефть незначительно снизились. Кого еще можно обвинить? Кто-то из аналитиков обратил внимание на использование производственных мощностей на перерабатывающих заводах, и понял, почему запасы бензина сократились за последние два месяца, спровоцировав рост цен: На позапрошлой неделе перерабатывающие предприятия США использовали свои мощности на 81.4%. Это ниже, чем в начале апреля 2009 года, когда экономический кризис был в самом разгаре. Тогда этот показатель составил 81.8%. Попробуем оценить картину целиком, чтобы понять, почему бензин стоит так дорого. Помните, на позапрошлой неделе мощности использовались всего на 81.4%. На той же неделе 2005 года - на 93.7%, при этом запасы бензина составляли 212.2 млн. баррелей. Даже при таком использовании мощностей запасы бензина через три недели сократились почти на 1 млн. баррелей. Между тем, с начала года запасы бензина сократились всего с 223.2 до 209.7 млн. баррелей, и в целом, они незначительно ниже, чем в тот же период 2005 года, когда экономика считалась процветающей. А между тем, тогда показатель использования производственных мощностей был на 10% выше, чем сейчас.
Дешевая ликвидность ФРС
Все дело в Бернанке. И не важно, что все президенты в региональных ФРБ утверждают, что Центробанк тут не при чем. Когда экономика наводняется практически бесплатной ликвидностью, на рынке сырья и акций начинают происходить интересные вещи. Так было в 1920-х, так было в прошлом десятилетии, так есть и сейчас. Агентство Reuters процитировало мартовское выступление Ричарда Фишера, президента ФРБ в Далласе: "Мы наблюдаем спекулятивную активность, которая провоцирует рост цен на сырье, в частности, на нефть". Он также добавил, что аналогичные признаки спекулятивной торговли появлялись и перед первым финансовым кризисом. Фишер не одинок. Президент ФРБ в Канзасе Томас Хоинг, активный критик текущей политики нулевой процентной ставки и высокой ликвидности, предположил, что рынки просто не могут нормально функционировать в таких условиях. А Дэвид Стокман, директор по бюджету при администрации Рональда Рейгана, недавно опубликовал в MarketWatch интересную статью "ФРС ведет нас по дороге в Ад", в которой он еще жарче критикует политику Центробанка. Стокман писал: "Эти действия в первую очередь бьют по сбережениям среднего класса; продовольственный и энергетический кризисы сокращают доходы домохозяйств, а на рынках рисковых активов зреют новые пузыри, готовые лопнуть в любой момент". Но зачем обманывать себя? В современном мире нефть стоит намного дороже 25 долларов за баррель, как это было десять лет назад. Но способность рынка к функционированию, основанная на равновесии спроса и предложения, уничтожена глупым левереджем и неограниченными возможностями получения кредита под исторически низкий процент. Однако нашим государственным чиновникам повезло, они сумели убедить электорат в том, что от правительства можно ждать лишь двух зол - повышения налогов и дефицитов. На самом же деле, люди должны негодовать по поводу удорожания таких не дискретных товаров, как продукты питания и бензин, которое является прямым следствием политики ФРС.
На чьей стороне ФРС?
В 1979 году, когда Пол Волкер, занимавший тогда пост председателя ФРС, начал предпринимать меры, чтобы сдержать инфляцию, Джимми Картер заявил, что главное преимущество высоких процентных ставок для людей - это их способность осадить спекулянтов на рынке нефти, которые пользовались проблемами Ближнего Востока. Аргумент не нов. Состояние экономики улучшается, и это уже неплохо. Но некоторые утверждают, что этим летом цена на бензин может вырасти до 5 долларов за галлон. Стремительно растущие цены на нефть пугают только в первый раз. Потом, когда история повторяется, они уже не кажутся такими же страшными. Но это не меняет сути. Для нормального функционирования рынкам нужны и хеджеры, и спекулянты. Когда равновесие нарушается, они перестают отражать действительный спрос и предложение. Бен Бернанке, кажется, не понимает, что, обеспечивая высокие прибыли для банков и инвестиционных компаний, давая им возможность компенсировать убытки, он намеренно уничтожает возможность восстановления экономики, обрушивая беды на несчастные головы простых американских потребителей. Может быть, он все понимает, но ему все равно? Ведь всегда есть мальчик для битья - Китай.
Эд Уоллас
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Businessweek
Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Forex
Последние новости:
28.04.11 10:51 | Бернанке дал зеленый свет дальнейшему росту драгоценных металлов | 28.04.11 14:13 | Morgan Stanley продолжает покупать нефть |
- Новости рынка