Вместе мы сила
Фондовый рынок
Этим летом, когда Конгресс США и Президент Барак Обама затеяли ссору о налогах, пособиях, дефицитах и инвестиционных стимулах, политика взяла верх над разумной экономикой. Европейские лидеры ведут себя не многим лучше, пытаясь разобраться с дефолтами, девальвациями, а также дефицитами и стимулами. Между тем, центральные банки во всем мире и, в первую очередь, США с Беном Бернанке во главе, уже так долго держат реальные ставки на отрицательной территории, печатают деньги, наводняют рынки ликвидностью и субсидируют коммерческие банки, что они тоже приблизились к пределам своих возможностей. В результате, сегодня лишь заядлые оптимисты сомневаются в том, что мир плывет по течению, без направляющего, без впередсмотрящего, просто сам по себе. Плывет к новой рецессии. В начале лета многие говорили но появлении "новой нормы", которая подразумевает медленный рост. Увы, они ошибались: текущая ситуация никак не может считаться нормой. Попытки оттянуть время не помогли решить проблему. Не сумев разобраться с мировой торговлей, достигнуть соглашения о климатических изменениях, или инициировать смену валютных режимов, мир скатится к протекционизму, конкурентной девальвации, валютным войнам, торговым ограничениям и контролю над движениями капитала. Но сейчас не время опускать руки. Страны, утверждающие, что сделали все, что смогли, на самом деле имеют ввиду, что сделали все, что смогли сделать в одиночку. Странам нужно пройти к устойчивому росту и занятости не по отдельности, а вместе, координируя свои политики на мировом уровне.
Такова была цель в апреле 2009 года, когда лидеры стран Большой Двадцатки поставили перед собой три ключевые задачи. Первая - предотвратить мировую депрессию. Эту задачу удалось решить. Две других - пакт о росте вкупе с реформированием мировой финансовой системы - должны стать главной темой для обсуждения на ближайшем заседании. В 2010 году, по оценкам международного валютного фонда, координированный подход к макроэкономике, торговле и структурным политикам мог бы поднять мировой ВВП на дополнительные 5.5%, создать 25-50 млн. новых рабочих мест и вытащить 90 млн. людей из нищеты. Но сегодня, в условиях разрастания структурных экономических проблем и огромных дисбалансов между производством и потреблением, пакт о мировом росте просто жизненно необходим. Крупнейший финансовый кризис за всю историю с 1930 года - это симптом куда более серьезной болезни. Кому-то это покажется странным, но это так. Если оглянуться назад и оценить волну глобализации, которая накрыла мир после 1990 года и принесла в мировую экономику более двух миллиардов новых производителей, то мы увидим, что в 2010 году наступил переломный момент. Впервые за 150 лет Запад (Америка и Евросоюз) произвели, экспортировали, продали и инвестировали меньше, чем остальной мир. На самом деле, в начале 2020-х азиатский потребительский рынок будет в два раза больше американского. Но сейчас Запад и Восток плывут в одной лодке. Две трети азиатского экспорта по-прежнему ориентированы на западного потребителя, а торговля внутри региона отвечает лишь за 20% от общего мирового оборота.
Посмотрим на это с другой стороны. Десять лет назад Штаты были главным двигателем мировой экономики, а через десять лет эту функцию будут выполнять развивающиеся страны, где во всю набирает силу средний класс со своими мощными покупательскими способностями. Но сейчас Америка и Европа не могут увеличить свои потребительские расходы, не увеличив объемы экспорта, а Китай и другие развивающиеся экономики, не могут так просто расширить производство или потребление, не будучи уверенными в стабильности западных рынков. Таким образом, прежде всего, нужно восстановить общую картину взаимодействия на мировом уровне, представленную в пакте о росте Б20 (в последнее время его суть свели к тому, что МВФ называет "глубоким анализом... стран с существенными дисбалансами"). Но нужно мыслить шире и глубже: Китай должен стимулировать расходы домохозяйств и импорт потребительских товаров; Индии следует открытьс вои рынки, чтобы бедное население могло воспользоваться дешевыми привозными товарами; Европе и Америке нужно повышать свою конкурентоспособность, чтобы увеличить объемы экспорта. В 2009 году лидеры Большой Двадцатки были уверены, что будущее требует новой мировой финансовой системы. Дэвид Майлз из Банка Англии предсказывает три новых финансовых кризиса в ближайшие два десятка лет. Между тем, по мнению Эндрю Холдейна, также из Банка Англии, следующий крах будет спровоцирован растущим давлением в Азии, и тогда Запад пожалеет о том, что не сумел ввести мировые стандарты достаточности капитала и ликвидности, а также сформировать прозрачную систему раннего оповещения. Проблема уже налицо. Обязательства банковского сектора в Европе почти в пять раз превосходят обязательства банков в США и составляют 345% от ВВП. Пассивы немецких банков в 32 раза превышают их активы. Поэтому для финансовой стабильности требуется не только рекапитализация банков, но и реформа евро, основанная на фискальной и монетарной координации, а также расширении полномочий Европейского центрального банка, который будет поддерживать отдельные правительства (а не банки) в качестве кредитора последней инстанции.
Большая двадцатка не сможет добиться роста и стабильности, не сместив акцент на долгосрочное сокращение долга. Между тем, сейчас важнее всего избежать циклического спада. Таким образом, стоит прислушаться к предложениям Роберта Скидельского, который призывает подготовить нашу инфраструктуру и окружающую среду к будущим испытаниям, а также сделать все возможное, чтобы стимулировать рост и создание новых рабочих мест. Один из примеров - Европейский инвестиционный банк, который, имея капитал в размере 50 млрд. евро сумел инвестировать 400 млрд. Возможно, придется договариваться с китайцами, чтобы они также инвестировали часть своих резервов, и с западными международными компаниями о налоговом режиме при репатриации прибыли. И, наконец, как верно подметил лауреат Нобелевской премии в области экономики Майкл Спенс, рост сейчас необходим, но его недостаточно для осздания новых рабочих мест. Безработица среди молодежи уже носит хронический характер и требует новых подходов, например, организации банка развития, который будет помогать в трудоустройстве молодых специалистов на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также организовывать обучение и программы повышения квалификации в других странах. Стремление к экономическому росту должно сочетаться со стремлением к созданию рабочих мест. Страны Большой Двадцатки сейчас отвечают за 80% мирового объема производства, в 2009 году только они смогли выработать координированный подход к выходу из кризиса. К сожалению, страны-участницы быстро забыли о своей цели и вновь занялись решением национальных проблем. Как и следовало ожидать, попытки наладить экономику в одиночку не увенчались успехами. Пришло время снова объединить усилия. Чем быстрее Николя Саркози призовет Большую Двадцатку к совместным действиям, тем лучше.
Гордон Браун
Бывший Премьер министр Великобритании
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate
Последние новости:
13.09.11 08:04 | Американская экономика: цифры говорят за себя | 13.09.11 18:26 | Нефть укрепляется в преддверии отчета США |
- Новости рынка