США в экономическом тупике
Фондовый рынок
Соединенные Штаты попали в опасную экономическую западню. Ни Республиканцы, ни Демократы не хотят идти на уступки в том, что касается бюджета, поэтому правительство связано по рукам и ногам и не в состоянии ничего предпринять, чтобы остановить рост национального долга. На самом деле, Комитет Конгресса по бюджету прогнозирует, что в течение следующих десяти лет национальный долг в процентном отношении к ВВП вырастет до 82% - более чем в два раза больше, чем в 2008 году. Более того, этот прогноз основан на довольно-таки оптимистичных предположениях относительно экономического роста и низких процентных ставок. Вялый рост и нормальные ставки приведут к тому, что коэффициент долга будет еще выше, возможно, к 2021 году он превысит 100%, а к 2030 году - 150%. Главная причина роста государственного долга в Америке - это быстро стареющее население и соответствующее увеличение затрат на пенсионные программы и здравоохранение. Большинство экспертов полагают, что для снижения темпов роста долга нужно сократить программы соцподдержки и повысить налоги.
Но Барак Обама и все остальные Демократы в Конгрессе не хотят сокращать социальные выплаты в будущем, а Республиканцы во главе со своим кандидатом на пост президента противостоят любым повышениям налогов. В итоге мы получаем тупиковую ситуацию: фискальный дефицит не сокращается, темпы роста национального долга не снижаются. Республиканцы утверждают, что остановить рост долгов можно простым снижением государственных расходов. Конечно, уменьшить некоторые традиционные расходы не мешает, но это лишь часть необходимого комплексного подхода, ее нужно дополнить снижением “налоговых расходов” - особой статьи налогового кодекса, субсидирующей здравоохранение, ипотечные займы, местные налоги и проч. Если сократить налоговые расходы, годовой дефицит будет снижаться на 2% от ВВП в год, таким образом соотношение долга к ВВП к 2021 году уменьшится более чем на 25%.
Республиканцы отказываются от такого способа сокращения расходов, потому что он ведет к дополнительным налоговым сборам. На самом деле, он действительно повышает налоговые поступления, однако, экономический эффект от снижения налоговых расходов мало чем отличается от эффекта, которого можно добиться любым другим методом сокращения расходов на социальные программы. Но Республиканцы стоят твердо, следовательно, можно не надеяться на то, что правительство воспользуется этим ключиком к замочку. Бюджетные расходы за социальные пенсии можно постепенно сократить, частично заменив аннуитетные платежи в рамках инвестиционных пенсионных счетов, на выплаты, финансируемые за счет текущих налогов. Но несмотря на то, что такая реформа позволила бы сохранить доходы пенсионеров на прежнем уровне, Демократы и слышать о ней не хотят, потому что она ведет к снижению традиционных государственных пособий. Таким образом, ситуация окончательно превращается в безвыходную.
Столь жесткие позиции Демократов и Республиканцев обусловлены приближающимися выборами в Конгресс, а также президентскими выборами в ноябре 2012 года. Фактически, Республиканцы выйдут к избирателям с лозунгом “Мы не будем повышать ваши налоги, но Демократы сделают это”. Лозунг Демократов будет гласить: “Мы не будем сокращать ваши пенсии и медицинские страховки, но это сделают Республиканцы”. Ни одна из сторон не допустит и тени двусмысленности в своем посыле перед выборами, поэтому возможность быстрых изменений в налоговых расходах или социальных пенсиях можно исключить не задумываясь. Но по этой же причине, скорее всего, проблема тупика самоликвидируется после выборов. На этом этапе и Республиканцы, и Демократы созреют для принятия реформы, которую они так яростно отвергают сейчас. Еще один “послевыборный” способ сокращения дефицита - снизить маржинальные налоговые ставки и компенсировать снижение налоговых поступлений сокращением налоговых расходов. Официальный анализ недооценивает эффект снижения маржинального налога для налогооблагаемого дохода, но опыт показывает, что он существенно растет, поскольку налогоплательщики охотнее работают, получают больше денег, подлежащих налогообложению, и в меньшей степени полагаются на разовые пособия, что, в свою очередь, сокращает налоговые расходы. Таким образом, предложенные методы в совокупности могут существенно повысить доходы путем увеличения уровня налогооблагаемого дохода. Образовавшийся экономический тупик крайне опасен, потому что финансовые рынки воспринимают эту ситуацию крайне негативно, а задержки с реформой ведут к росту национального долга. И все же, хочется верить, что происходящее сейчас является следствием предвыборной гонки. Как только она закончится, американская политическая система вновь докажет свою эффективностьМартин Фельдштейн, профессор экономики в Гарвардском университете, бывший Председатель Совета экономических консультантов при Рональде Рейгане.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate
Последние новости:
29.10.11 23:03 | Кризис, надежность и организационные изменения | 31.10.11 15:37 | Облигации периферийных стран зоны евро несут потери |
- Новости рынка