В новый год со старым кризисом
Фондовый рынок
Меры, предпринятые Европейским центральным банком в декабре прошлого года, в частности, операции долгосрочного рефинансирования (LTRO), помогли частично решить проблемы ликвидности европейских банков, но не излечили финансовые болезни сильно задолжавших стран Еврозоны. Высокая премия за риск по государственным облигациям ставит под угрозу достаточность капитала в банках, поэтому такого половинчатого решения не достаточно. Фактически, предложенное решение ставит половину стран Еврозоны на одну ступень со странами "третьего мира", которые накопили большие долги в иностранной валюте. Только в роли Международного валютного фонда выступает Германия - она ставит задачи и требования по введению жесткой фискальной дисциплины. Такой подход приведет к возникновению серьезных экономических и политических трений, которые, в конечном счете, могут уничтожить Европейский союз. У меня есть план, который помог бы Италии и Испании рефинансировать свои долги путем выпуска казначейских векселей под 1%. Я назвал его в честь моего друга Томассо Падоа-Шиоппа, который в 1990-х, будучи главой Центробанка Италии, помог стабилизировать финансовое положение страны. План довольно сложный, но надежный с юридической и технической стороны. Я подробно описываю его в своей новой книге "Финансовые проблемы Европы и Соединенных Штатов". Европейские власти отвергли его, отдав предпочтение LTRO. Разница между этими схемами заключается в том, что моя помогла бы быстро снять давление с Италии и Испании, тогда как LTRO позволяет итальянским и испанским банкам участвовать в крайне выгодном и практически безопасном арбитраже, он держит государственные облигации на краю пропасти.
Я предлагаю использовать Европейский фонд обеспечения финансовой стабильности (EFSF), а также Европейский механизм стабилизации (ESM), чтобы оградить Европейский центральный банк от риска неплатежеспособности по новым казначейским векселям Италии и Испании, которые он сможет покупать у коммерческих банков. Таким образом, Европейская служба банковского надзора сможет рассматривать эти векселя как эквиваленты денежных средств, потому что они могут быть проданы ЕЦБ в любой момент. В этом случае банки сочтут для себя выгодным держать излишки ликвидности в казначейских векселях, пока они приносят больший доход, чем депозиты на счетах в ЕЦБ. А Италия и Испания смогут рефинансировать свои долги под процент, близкий к ставке по депозитам ЕЦБ, которая сейчас составляет 1% по обязательным резервам и 0.25% по сверхнормативным резервным счетам. Таким образом, эти страны существенно повысят устойчивость своего долга. Италия, например, сможет рассчитывать на снижение средней стоимости кредитования от текущих значений 4.3%. Доверие постепенно вернется, доходность по непогашенным облигациям снизится, банки больше не будут штрафовать за инвестиции в итальянские гос. облигации, а Италия постепенно вернет себе доступ на рынок на приемлемых условиях. Есть одно весьма существенное возражение: такой план подразумевает сокращение среднего срока погашения итальянских и испанских долговых бумаг. Но, на мой взгляд, в нынешних исключительных условиях это скорее преимущество, чем недостаток, потому что ЕЦБ сможет держать их на коротком поводке: ни одна страна не может себе позволить лишиться поддержки ЕЦБ. В случае с Италией этот короткий поводок разубедит бывшего Премьера Сильвио Берлуцкони в необходимости свергнуть новое правительство Марио Монти (у которого сейчас и так минимальное большинство), потому что если Берлуцкони ускорит выборы, его накажет электорат. Это поможет восстановить политическую стабильность и быстрее вернуть Италию на рынки.
Мое предложение полностью соответствует букве и духу Статьи 123 Лиссабонского договора. Задача ЕЦБ - обеспечивать ликвидность банковской системы, тогда как EFSF и ESM созданы для того, чтобы нивелировать угрозу неплатежеспособности. ЕЦБ не будет мотивировать европейские страны на дополнительные займы; он просто позволит им рефинансировать свои долги под меньший процент. EFSF и ЕЦБ вместе сделают то, что не под силу одному Центробанку. Они хотя бы на время снимут болезненные симптомы недоброкачественной опухоли всей евро-системы, пока страны не придумают оптимального решения. У EFSF будут практически неограниченные возможности по страхованию казначейских векселей, поскольку, до тех пор, пока работает эта схема, дефолт невозможен. Также страны не смогут злоупотреблять этой привилегией, поскольку в этом случае они ее автоматически лишатся, что приведет к немедленному росту стоимости займов для страны. Впервые за все время кризиса европейские власти предпримут операцию, на которую у них есть деньги, что станет приятным сюрпризом для рынков и, возможно, изменит их настрой. В конце концов, хорошее настроение рынка - большое дело! И это истина, которую власти должны как следует запомнить, чтобы эффективно справляться с финансовыми кризисами. В отличие от краткосрочного решения, долгосрочное должно быть ориентировано на то, чтобы вырвать Европу из порочного дефляционного круга - для этого одних структурных реформ мало. Мотивация должна исходить от ЕС, поскольку на национальном уровне страны будут следовать жесткой фискальной дисциплине. Она должна быть гарантирована совместно и порознь, а это значит - нужны еврооблигации в том или ином виде.
Джордж Сорос
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Forex
Последние новости:
29.01.12 20:53 | Семь способов починить сломавшуюся систему | 30.01.12 16:27 | Глобализация дает обратный ход |
- Новости рынка