Стратегический план Еврозоны
Фондовый рынок
Уже третий год подряд Еврозона остается самым слабым звеном мировой экономики. В 2010 году внимание общественности было приковано к антикризисному управлению в периферийных странах региона, в частности, в Греции, Португалии и Ирландии. В 2011 году кризис двинулся дальше, в сторону центра, и под ударом оказались Италия и Испания; более того, под вопросом оказалась жизнеспособность самой Еврозоны. Чего ждать от 2012 года: обострения ситуации до критической точки, или облегчения? И снова греческий кризис в центре внимания и воплощение всех европейских неудач. И снова требуются непростые и радикальные решения относительно реструктуризации долга и оказания дополнительной помощи Афинам. И снова европейцы вынуждены признать, что ситуация серьезнее, чем они думали. Греческий кризис глубок и серьезен, и все же, это небольшая экономика и по многим параметрам - особый случай. Ни какой другой стране не удалось нарушить такое количество бюджетных правил Европейского Союза, нигде больше нет государственных долгов такого масштаба, и одна страна не может похвастаться сочетанием недееспособного государства и некомпетентной частной экономики.
Настоящая битва сейчас идет в Италии и Испании. Обе страны ощутили значительное ухудшение условий кредитования во второй половине 2011 года. Обе настолько велики - на их долю приходится 17% и 11% от ВВП Еврозоны соответственно, - что финансировать путем оказания многосторонней помощи их невозможно, поскольку это истощит ресурсы стран Еврозоны и Международного валютного фонда. В обеих странах недавно сменилось правительство, к власти пришли руководители, ориентированные на реформы. И обе пытаются восстановить свою конкурентоспособность, стимулировать рост, вернуть фискальную состоятельность и почистить банковские балансы. Если им это удастся, Еврозона выживает. Если нет, то погибнет, по крайней мере. в том виде, в котором мы знаем ее сейчас. Вот почему разговоры последних месяцев, по большому счету, сводятся о том, как поддержать реформы в Италии и Испании. Среди прочего предлагалось разрешить Европейскому центральному банку активнее и решительнее проводить интервенции на рынках облигаций, или увеличить размер "барьера" путем увеличения средств Европейского фонда финансовой стабильности; эти меры должны были сдержать рост процентных ставок по новым выпускам облигаций для Италии и Испании. Точно также, предложения по созданию единых облигаций разрабатывались с тем, чтобы развеять страх перед неплатежеспособностью, путем предоставления взаимных гарантий. Однако все эти варианты рассматривались лишь в общих чертах, без подробностей, но всем прекрасно известно, о каких странах идет речь, когда планируются подобные меры.
Судя по всему, ничего из перечисленного не будет реализовано в ближайшее время. ЕЦБ купил некоторое количество итальянских и испанских облигаций, возможно, купит еще, но руководство банка явно дало понять, что оно не намерено брать на себя обязательства по сдерживанию долгосрочной процентной ставки на определенном уровне. Европейский фонд стабильности будет увеличен за счет ускоренного создания постоянного Европейского механизма обеспечения стабильности, который будет некоторое время существовать параллельно с Фондом. Однако мощность EFSF не превысит 500 млрд. евро, что намного ниже 1 трлн. евро с лишним, необходимого для массированной финансовой поддержки (так называемое решение "базука"). Про еврооблигации вообще речь не идет, по крайней мере, пока. Вместо них Европа пытается организовать новый фискальный договор, чтобы гарантировать, что все страны применяют новые более строгие правила бюджета. Выбор Еврозоны отчасти отражает ее страхи: все схемы финансового инжиниринга, предложенные для спасения Италии и Испании из долгового болота, крайне сомнительны с юридической, политической и управленческой точек зрения. Кроме того, здесь дело принципа: считается (в первую очередь, Германией), что защита от рыночного позволит странам тянуть с реформами и корректировками. На самом деле, в Северной Европе считают, что только страшные беды создают мотивацию достаточной силы, чтобы преодолеть внутренние политические и социальные преграды, мешающие сократить государственные расходы и провести реформы на рынке труда. Для Южной Европы это значит "без труда не вытащишь и рыбку из пруда": платой за долгосрочные улучшения в производительности и конкурентоспособности станут глубокая рецессия и резкий рост безработицы.
В этом есть здравый смысл. Вскоре после того, как ЕЦБ начал скупать итальянские облигации, занимавший тогда пост Премьер Министра Сильвио Берлуцкони дал задний ход по своим обещаниям провести налоговую реформу. Даже несмотря на то, что позднее он снова передумал, этот пример теперь повсеместно считается однозначным доказательством того, какое деградирующее влияние оказывает поддержка ЕЦБ на правительства "нагрешивших" стран. Берлуцкони заменили на Марио Монти только лишь когда рынок облигаций совсем ополчился против Италии. Однако данная стратегия не перестает быть игрой в русскую рулетку. Конечно, правительствам нужна мотивация, но при этом они должны показать своим гражданам, что жесткие реформы себя оправдывают. Если через несколько месяцев упорной консолидации объем производства будет ниже, безработица выше, а прогноз - мрачнее, правительство просто потеряет доверие граждан и поддержку общественности, в этом случае, реформы заглохнут, как это и случилось в Греции. Реформо-ориентированные политики проиграют популистам. Более того, деградация макроэкономической и финансовой среды увеличивает вероятность банкротств в банковском секторе, что немедленно отразится на государственных финансах и экономическом доверии.
Положение осложняется необходимостью реформ сразу в нескольких странах. На самом деле, нынешний подход отличается "провальной структурой": к странам, требующим серьезной корректировки и повышения конкурентоспособности, относится весь юг Европы и Франция, все вмести они отвечают более чем за половину ВВП Еврозоны. Да, конкуренция за инвестиции - достойный стимул к действию. Но макроэкономическая и финансовая независимость может превратить успех мероприятия в мираж, если реформирующие стран столкнутся с социальной напряженностью, стагнацией и падением спроса. Одно дело считать, что правительства действуют только под давлением, а общество согласно на реформы только если не видит другой альтернативы; и совсем другое - верить, что корректировки и реформы можно будет воплотить в жизнь, если вся Южная Европа погрузится в рецессию. Гораздо надежнее держать Юг на коротком поводке, и при этом внедрять программу стимулирования роста для всей Еврозоны. На данном этапе ни о чем таком не идет даже речи.
Жан Писани-Ферри, профессор экономики в Университете Париж-Дофин, член Совета экономического анализа при премьер министре Франции
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Forex
Последние новости:
30.01.12 18:51 | Доходность 5-летних американских облигаций достигла рекордного минимума | 31.01.12 08:20 | Кризис доверия, но не капитализма |
- Новости рынка