Остановим нашествие европейских банков-зомби
Фондовый рынок
Финансовый сектор нуждается в заслуживающем доверия стресс-тестировании.
В отличие от США, Европе не удалось рекапитализировать свои крупнейшие банки после финансового кризиса 2007-09. Вместо этого политики предпочли сделать рискованную ставку на то, что восстановление экономики повысит прибыльность и рентабельность финансовых учреждений, и это, в свою очередь, поможет им со временем увеличить запасы резервного капитала. Сейчас стало очевидно, что данная стратегия себя не оправдала. Еврозона переживает новую рецессию, а падение цен на акции многих банков является сигналом об их удручающем состоянии. В ходе своих последних выступлений глава Центробанка Голландии и член Управляющего совета ЕЦБ Клаас Кнот отмечал, что нормализация банковских балансов является необходимым условием восстановления экономики. Для стимулирования этого процесса, разъяснил он, необходимо обеспечить полную прозрачность информации о размере убытков в банковском секторе и разработать схему упорядоченного решения проблемы убыточных активов. В противном случае способность банков предоставлять новые кредиты по-прежнему будет оставаться ограниченной. Кнот добавил, что идея европейского банковского союза может стать благоприятной возможностью для ускорения подобных процессов.
Нельзя не согласиться с результатами анализа, проведенного г-ном Кнотом. Но, к сожалению, такого упорядоченного решения проблемы убыточных активов пока до сих пор не существует, несмотря на несколько банковских стресс-тестов, проведенных Европой в последние годы. Вплоть до сегодняшнего момента банковский сектор Европы удерживался на плаву исключительно благодаря негласным государственным гарантиям практически по всем долговым обязательствам. Согласно результатам недавнего доклада Бюро анализа экономической политики - голландского исследовательского института – в 2012 г. такие гарантии обеспечили европейским банкам среднее годовое преимущество в сфере финансирования в размере, эквивалентном 0.3% от общего объема активов (что равняется преимуществу при привлечении капитала в размере 2% от объема активов по их текущей стоимости). Учитывая то, что общий показатель банковских активов по еврозоне составляет 33 трлн. евро, речь идет о скрытых гарантиях на сумму около 650 млрд. евро.
Положение европейских банков существенно ухудшилось, когда Йерун Дейсселблум, министр финансов Нидерландов и президент Еврогруппы, заявил, что подход, задействованный в отношении Кипра и исключающий использование денег налогоплательщиков при решении проблемы обанкротившихся учреждений, в будущем мог бы стать предпочтительным применительно ко всем государствам Еврозоны. Банки и так уже обременены обширными непризнанными убытками по активам (по оценкам многих аналитиков, эти потери составляют не менее нескольких сотен миллиардов евро), и дополнительные убытки, связанные с утратой текущего преимущества при фондировании, стали бы для них сокрушительным ударом. Финансовые рынки отлично поняли смысл послания г-на Дейсселблума, что выразилось в последующем резком падении цен на акции многих финансовых учреждений. Очень низкая оценка стоимости банков предполагает, что им будет практически невозможно привлечь средства для рекапитализации посредством выпуска акций или долга, конвертируемого в акции – отчасти в связи с тем, что эмиссия акций еще больше размоет стоимость скрытых государственных гарантий.
Сейчас крайне необходимо безотлагательно признать убытки на балансах банков, чтобы избежать размножения в Европе банков-зомби в японском стиле. Для облегчения этого процесса мы предлагаем в ближайшее время запустить новое, тщательно продуманное стресс-тестирование, аналогичное тестам, проведенным в 2009 г. надзорными органами в США. Конечно, финансовое состояние большинства европейских правительств существенно хуже ситуации в США в 2009 г. Поэтому Европе необходима рекапитализация, в ряде аспектов отличающаяся от более раннего, американского подхода. Во-первых, надежное и убедительное стресс-тестирование должно оценить размер скрытых убытков на балансе каждого банка, а также вероятную стоимость отмены скрытых гарантий по всем обязательствам. В результате будет сделана оценка предполагаемой нехватки капитала, учитывая требования к уровням капитализации, установленные международными органами надзора в банковском секторе.
Во-вторых, надзорным органам нужно будет решить, может ли этот дефицит капитала быть профинансирован международными рынками капитала и/или правительствами. Если необходимая сумма окажется слишком велика, банки будут подвергнуты немедленной процедуре санации и реструктуризации, а часть убытков будет переложена на кредиторов, не имеющих обеспечения долга (кипрская модель). Легальным основанием для подобных мер может стать закон об интервенции, который ряду государств потребуется провести в порядке чрезвычайного законодательства. Большинство европейских банков, в отличие от киприотских, получают существенную поддержку благодаря финансированию посредством облигаций и могут быть рекапитализированы путем переведения убытков на держателей субординированного долга и обыкновенных акций, без посягательства на сберегательные вклады.
В-третьих, если нехватка капитала будет относительно небольшой, американская модель окажется вполне применимой. В этом случае банкам будет предоставлен ограниченный период времени на эмиссию акций на международных рынках капитала, после чего в игру вступят национальные правительства, чтобы своим финансированием покрыть недостающий остаток. Европа слишком долго откладывала рекапитализацию своего банковского сектора. И до тех пор, пока она не сделает этого, над ней в течение длительного времени так и будет нависать угроза экономического застоя, направляя развитие региона по японскому пути вялой инертности и размножения банков-зомби.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times
Последние новости:
16.05.13 09:59 | Золото. Технические уровни | 18.05.13 10:14 | Что творится с ценами? |
- Новости рынка