Япония: трудности налогообложения
Фондовый рынок
Премьер-министр повышает налог. Это противоречивое решение, но все же ему нужно быть смелее
Когда японский премьер-министр Синдзо Абэ заявил 1 октября, что в апреле повысит потребительский налог с 5% до 8%, он всего лишь прошел первый этап, предусмотренный решением, которое принял его предшественник на посту премьер-министра – Есихико Нода из Демократической партии Японии. Этот поступок способствовал краху карьеры г-на Ноды. При последнем фактическом повышении этого налога в 1997 г. экономика сразу впала в рецессию, и тогдашний премьер-министр (член Либерально-демократической партии, ЛДП, как и г-н Абэ) также вскоре ушел в отставку. Тем не менее, в этом месяце у г-на Абэ не было выбора. Правящие политические круги подписались под повышением, и уклонение от реализации этого трудного решения испортило бы его послужной список.
Валовая сумма японского государственного долга составляет почти 245% от ВВП. И для жителей страны, и для иностранцев, которые опасаются, что страна в один прекрасный день подобно Греции окажется на пути к банкротству, год дополнительной прибыли в 7.5 трлн. иен (76.5 млрд. долларов) – это небольшой, но важный первый шаг. И г-н Абэ, скорее всего, сделает второй шаг, подняв налог до 10% в 2015 г.
Потребительский налог – первое серьезное внутреннее испытание для г-на Абэ со времени вступления в должность после внушительной победы на выборах в прошлом декабре. Повышая налог, г-н Абэ рискует тем, что, в конечном счете, избиратели накажут его. Чтобы избежать этого, должна заработать трехсторонняя стратегия оживления экономики, известная как «абэномика». В апреле Банк Японии приступил к выполнению миссии «шок и трепет», чтобы искоренить дефляцию с помощью радикальных мер по кредитно-денежной либерализации. Данная операция сопровождалась крупными фискальными стимулами. При этом предполагается, что через несколько недель будет представлена полная программа структурных реформ.
Опасения заключаются в том, что, как и в 1997 году, повышение налога может помешать восстановлению. Домохозяйства уже находятся в затруднительном положении. Рост цен в результате ослабления иены пока еще не соответствует росту зарплат. Тем не менее, недавно г-н Абэ заявил, что нет другого выхода, кроме как одновременно добиваться экономического восстановления и фискальной консолидации. По его словам, это единственный способ «сохранить веру в стране и передать следующему поколению устойчивую систему социального обеспечения». Непривычно слышать от г-на Абэ разумные речи вместо странных несвязных слов.
Экономисты, поддерживающие повышение налога, говорят, что в 1997 г. валютный кризис в Азии и кредитные проблемы в крупнейших банках Японии в той же степени способствовали спаду, что и повышение налога. Правительство также допустило ошибку, сократив расходы на гражданское строительство. Недавно г-н Абэ напротив вкратце описал новый пакет стимулов стоимостью едва ли не 6 триллионов иен для компенсации последствий повышения налога. Большинство этих средств пойдет на гражданское строительство и сокращение налога на прибыль корпораций. Возможно, это щедрость за чужой счет, но это поможет избежать внезапного фискального сжатия.
Остается надеяться, что дополнительные пакеты стимулов не будут требоваться вечно. Политика кредитно-денежной либерализации, проводимая Банком Японии, ослабление иены и, возможно, обещание провести структурные реформы, - все это направлено на оживление экономики. В первом квартале этого года рост в годовом исчислении составил 4.1%, а во втором квартале – 3.8%. Третий ежеквартальный обзор делового настроения Tankan (1 октября), опубликованный со времени запуска абэномики показал, что компании находятся на пике активности.
И все же в течение большей части года г-н Абэ подавал непонятные сигналы, касающиеся потребительского налога. Двое из его ближайших советников, участвовавших в разработке абэномики, требовали не такого быстрого повышения потребительского налога. Г-н Абэ обращался за советом к десяткам специалистов, откладывая принятие решения. По словам Ясухисы Сиодзаки, главы подразделения ЛДП по политике, перед принятием рискованных мер по повышению налога, было разумно с политической точки зрения показать, что он тщательно изучил доступные варианты.
В частности г-н Абэ мог бы использовать возможность отказа от повышения налога, чтобы получить больше денег для своего пакета стимулов от консервативного министерства финансов. Недавно он пообещал начать обсуждение по поводу снижения ставки японского налога на прибыль, которая гораздо выше, чем в большинстве других богатых стран. Правительство г-на Абэ также сомневается, повысит ли он потребительский налог во второй раз с 8% до 10%, что должно произойти в октябре 2015 г. незадолго до всеобщих выборов.
Тогда фискальная консолидация при г-не Абэ едва ли состоится. По словам Такатоси Ито из Токийского университета, который консультировал г-на Абэ по поводу налога, сейчас внутри кабинета ведется борьба относительно того, как обеспечить рост и уменьшить долг. Таро Ассо, министр финансов, прилагает все усилия, чтобы противостоять Есихидэ Суде, главному секретарю кабинета министров, который негласно лоббирует менее значительное повышение налога, и Акире Амари, министру промышленности, который стремится к более низким корпоративным налогам.
Сокращение высоких налогов для крупных фирм имеет смысл, но сопряжено с риском возникновения отрицательной реакции, ведь людей одновременно опросят платить больше. Например, Ютака Исида, владелец небольшого бизнеса в Санье, захудалом районе на севере центральной части Токио, предсказывает, что после повышения потребительского налога продажи его компании сократятся на одну пятую. Тем не менее, по его словам, правительство не потратит эти деньги на что-нибудь полезное, а он не получит такую выгоду от снижения налогов на прибыль корпораций, как крупные компании. Многие члены ЛДП также против сокращения налогов на прибыль корпораций. В то же время экономисты не советуют увеличивать расходы на инфраструктуру. Вскоре после победы ЛДП в прошлом году все поддерживающие ее группы, участвующие в строительстве домов, железных и автомобильных дорог и т.д., возрадовались: большая часть первого пакета фискальных стимулов г-на Абэ стоимостью 10,3 трлн. иен, о котором было объявлено в январе, была направлена их сторонникам. Однако производительность строительной отрасли продолжает снижаться, и ей не хватает работников. Как отмечает ведущий экономист Goldman Sachs Наохико Баба, расходы на гражданское строительство не дадут особых результатов.
Награда в отдаленном будущем
В перспективе наиболее эффективным способом возвращения экономики в нормальный рабочий режим является структурная реформа, способствующая росту и увеличению налоговых поступлений. Сейчас для премьер-министра настало время воспользоваться им. Г-н Абэ пользуется огромной популярностью. У него практически нет оппозиции в парламенте и нет соперников внутри ЛДП, которые могли бы сместить его с позиции лидера. У него есть все шансы протолкнуть структурные реформы во время парламентской сессии этой осенью, которая начнется в середине октября.
Главные сторонники реформы выражают осторожный оптимизм относительно того, что кабинет министров сейчас может снизить основные нормативные требования, например, отменить вынужденное ограничение на производство риса, которое делает сельское хозяйство неэффективным. Обсуждается спорная возможность ослабления правил найма и увольнения сотрудников в ряде планируемых особых экономических зон. Подобные изменения вызовут столько же споров, как и повышение потребительского налога. Однако их осуществление означало бы реальный уход от прошлого политического провала.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Economist Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Forex
Последние новости:
15.10.13 15:10 | Золото опустилось до трехмесячного минимума | 17.10.13 14:08 | Драгметаллы растут на новостях из Китая |
- Новости рынка