Аналитика PFS. Товарная война на рынке железной руды
Фондовый рынок
Спот цены на железную руду с содержанием железа 62% с учетом поставки и фрахта (CFR) в китайский порт Циндао (Quingdao) в начале апреля достигли по данным Metal Bulletin рекордных минимумов с 2005 года на уровне 47.08 долларов за метрическую тонну. А в настоящий момент (14 апреля 2015 года) остаются не намного выше этого минимального экстремума (48.82 $/тонну). С начала текущего года железная руда подешевела на 31%. С начала 2014 года снижение составляет более 50%, а если взять в расчет максимумы 2011 года, то цены упали более чем на 70%. Величина падения цен и темпы этого процесса заставили экспертов в спешном порядке в сторону понижения пересматривать свои прогнозные оценки.
Наиболее пессимистичный сценарий в своем отчете от 13 апреля озвучили эксперты товарного рынка из Citigroup, которые поспешно пересмотрели свои собственные ожидания от 5 января текущего года. Теперь Citi ожидает, что в 3 квартале железная руда подешевеет до 36 долларов за тонну, а до конца года не сможет оказаться выше 40 долларов. Среднегодовая цена по оценкам экспертов банка будет ниже 45 долларов за тонну, что почти на 50% меньше средней цены за прошлый 2014 год. Среднегодовая цена для 2016 года прогнозируется на уровне 40 $/тонну, в 2017 году — 39 $/тонну, в 2018 году — 40 $/тонну. Столь пессимистичные оценки для 3-летнего периода не оставили без внимания участников рынка. Насколько весомыми фактами обусловлены столь негативные прогнозы? В этом мы и попытаемся разобраться самостоятельно.
Китай является крупнейшим импортером железной руды и потребляет не менее 60% всего железорудного сырья в мире, диктуя тенденцию в спросе. Около 70% мировых экспортных поставок железной руды контролирует олигополия, состоящая из 3 компаний: Vale (Бразилия), Rio Tinto (Австралия) и BHP Billiton (Австралия) – формируя тенденцию предложения.Падение цен является результатом комбинации снижения спроса ключевого игрока (экономическое замедление Китая) и переизбытка предложения в результате целенаправленного наращивания объемов производства со стороны олигополии. В своем отчете Citigroup ожидает увеличение экспортных поставок руды в 2015 году более чем на 110 млн. тонн. Из них 68 млн. тонн будут поставлены на рынок от Rio Tinto.
К 1 кварталу 2014 году накопилось достаточное количество сигналов, позволявших сделать вывод о том, что к концу 2014 года цены на железную руду должны значительно снизиться. Мы были предупреждены об этом. Даже без учета специфической информации, требующей исключительного мониторинга этого вида рынка, или же «инсайдерских каналов». В частности, на основе тех данных, которые предоставляет Национальное бюро статистики Китая. Данные по объему промышленного производства в течение 2010 и 2011 годов давали намек на завышенную стоимость железной руды. В первой половине 2012 года к этому добавился четкий сигнал в виде резкого падения производственных площадей, находящихся в процессе строительства. Ну и в 1 квартале 2014 года мы могли наблюдать резкое сокращение числа новых строительств. Строительство недвижимости являлось ключевым драйвером роста производства стали в Китае в течение многих прошлых лет. В 2013 году около 60% спроса на сталь приходилось со стороны именно этого сектора.
Импортные цены в Китае на металлургический уголь с первой половины 2012 года демонстрируют устойчивую тенденцию к снижению. В период конца 2012/начала 2013 года угольные цены сигнализировали, что цены в районе 160/150 долларов за метрическую тонну железной руды являются откровенно завышенными, что в последствии было оправдано возобновлением снижения цен железорудного сырья. Полной картина становится, когда мы добавим к рассмотрению стабильно увеличивающийся экспорт железной руды из Австралии в Китай.
Падение стоимости на железорудное сырье является причиной возникшей «товарной войны». В этой войне уже есть первые заметные потери. Австралийская железорудная компания Atlas Iron (4 по величине в своей стране) сообщила, что в апреле постепенно приостановит добычу в связи с низкими ценами. После остановки добывающих мощностей компания прекратит экспорт. По планам Atlas Iron в 2015 году 13 млн. железорудного сырья должно было быть отгружено в Китай. Кен Бринсден, управляющий директор Atlas Iron, прокомментировал решение следующим образом: «Несмотря на нашу расширенную программу экономии средств, мировой дисбаланс спроса и предложение на рынке железной руды привел к падению цен до такого уровня, при котором для Atlas Iron продолжать деятельность уже экономически нецелесообразно».
Однако австралийские лидеры железорудной отрасли не собираются сокращать объемы производства. Джимми Уилсон, глава железорудного подразделения BHP Billiton, еще в марте заявил, что снижение производства накажет акционеров, поскольку поставки на рынок будут заполнены другими компаниями. Также он высказал уверенность в том, что рост объемов производства при одновременном повышении эффективности улучшает конкурентоспособность Австралии. Было бы удивительно услышать в составе «олигополистической тройки» разные мнения на этот счет. Сэм Уолш, главный исполнительный директор Rio Tinto, в феврале обозначил аналогичную точку зрения — если осуществить снижение объемов производства, то нишу займут конкуренты.
Atlas Iron является символической жертвой «товарной войны». Однако под угрозой находится 3 по величине австралийская добывающая компания Fortescue Metal Group (FMG). По словам генерального директора FMG Нэва Пауэла себистоимость при доставке сырья в Китай составляет 41 $/тонну. Компания намерена предпринять меры по сокращению затрат, чтобы снизить безубыточную цену до 35 $/тонну. При этом FMG испытывает затруднения с финансированием краткосрочной задолженности. В марте компания не смогла привлечь 2.5 млрд. долларов для рефинансирования текущих кредитов. Поддержку оказывает правительство штата Западная Австралия, которое объявило о снижении рентной платы. Это может позволить FMG успеть реализовать мероприятия по снижению безубыточной цены, пока BHP Billiton и Rio Tinto пытаются выдавить с рынка своего основного противника.
Ситуация на рынке железной руды напоминает конфликт интересов на рынке черного золота между ОПЕК и американскими производителями сланцевой нефти. Однако в обоих случаях в основе возникшей «товарной войны» лежит экономическое замедление и снижение спроса со стороны Китая. Удар двух австралийских гигантов BHP И Rio направлен не на национальных конкурентов (помимо FMG их, попросту, не существует), а на китайские компании добывающие железную руду. Падение цен на сталь заставило китайских сталепроизводителей больше внимания уделить менее качественному и более дешевому железорудному сырью. Китайские полезные ископаемые залегают на существенной глубине, что требует увеличения выемки грунта и повышает производственные затраты. При этом низкое качество руды требует ее обогащение. Средний показатель содержания железа в китайской руде немного превышает 22%, в то время как в Австралии и Бразилии этот показатель составляет порядка 58%.
В целях защиты национальных железорудных компаний правительство Китая приняло решение с 1 мая 2015 года снизить налог на добычу и взимать 40% от фиксированной процентной ставки. Для отдельных компаний программа субсидирования может быть реализована уже с середины апреля.Снижение налогового бремени приведет к уменьшению затрат на величину от 1.7 до 4 долларов за тонну. Это значит, что китайские добывающие компании смогу себе позволить дополнительное снижение цен приблизительно на 2 или 3 доллара за тонну. Является ли это адекватным ответом со стороны Китая на стратегию «выдавливания» австралийскими гигантами китайских конкурентов с рынка предложения? Мелкие предприятия это не спасет, однако правительство КНР и не ставит такой задачи. Долгосрочные стратегические планы поощряют поглощение крупными компаниями мелких. Согласно озвученной стратегии развития отрасли, правительство Китая к 2025 году планирует добиться, чтобы основные производственные мощности были сосредоточены в руках 6-8 крупных железорудных компаний.
Большинство китайских поставок железной руды сконцентрировано на государственные сталелитейные предприятия. Это позволяет поддерживать цены на железную руду (для китайских рудных компаний) на более высоком уровне. Крупные китайские игроки на рынке железной руды почувствуют поддержку со стороны налоговых субсидий, позволяющих более комфортно перенести дополнительное снижение цены на 2-3 доллара ниже установленных минимумов. Здесь ситуацию может изменить, либо более существенное сокращение производства стали, либо более низкие цены на импортируемую железную руду. С 2014 года мы наблюдаем сохраняющийся и постоянно увеличивающийся разрыв между импортными ценами (на примере стоимости тонны железной руды с содержанием железа 62% с учетом поставки и фрахта (CFR) в китайский порт Циндао) и средним значением цены китайских производителей качественной руды с высоким содержанием железа 64/66% (прим. Profinance.ru: см. график ниже). Это нашло свое отражение в снижении портовых запасов, которое наблюдается с июля 2014 года, поскольку разрыв цен на качественную импортную руду и сопоставимое сырье национального производства растет.
По нашим оценкам, с учетом реализованного снижения курса австралийского доллара и эффекта более низких цен на нефть, безубыточная цена для BHP Billiton и Rio Tinto находится в диапазоне от 17 до 21 доллара за тонну. При этом средняя себестоимость производства тонны железной руды китайскими компаниями составляет не менее 50 долларов за тонну, а с учетом обогащения — 65/70 долларов за тонну. Формируя избыток предложения австралийские гиганты могут позволить допустить снижение спот цен до 35/40 долларов за тонну и обеспечивать их относительно продолжительное нахождение в указанном диапазоне.
Rio Tinto в 2015 году планирует объем добычи на уровне 330 млн. тонн (295 млн. тонн в 2014 году)
BHP Billiton в 2015 году планирует объем добычи на уровне 225 млн. тонн (204 млн. в 2014 году)
FMG в 2015 году планирует сохранить объемы 2014 года — 165 млн. тонн
Бразильская Vale на 2015 год планирует объем добычи на уровне 340 млн. тонн
Экспертные оценки избытка предложения в 2015 году в диапазоне от 70 до 100 млн. тонн построены с учетом того, что объемы производства стали в Китае не продемонстрируют рост, но сохранятся на уровне 2014 года. Однако уже сейчас широкая линейка экономических показателей указывает на то, что объемы прошлого года в 2015 году сохранить не удастся. Дисбаланс спроса и предложения будет более солидным и приведет к избытку предложения свыше 100 млн. тонн (110/120 млн.). При этом, пытаясь навязать правила «торговой войны» по капиталистическому принципу австралийские гиганты недооценивают китайский менталитет и стратегическую позицию Китая, социалистическое правительство которого не собирается отдавать долю предложения на своем рынке на милость иностранных производителей. Фактор вмешательства в ситуацию и более широкой поддержки со стороны официального Пекина недооценен в рыночных ожиданиях. Помимо налогового субсидирования у Китая есть традиционный инструмент поддержки национальных производителей — Государственное бюро резервов (государственное агентство по стратегическим запасам), которое неоднократно оказывало поддержку национальным производителям цветных металлов своими действиями на рынке меди и алюминия. В рамках текущего года нас ожидает затяжное и изнурительное противостояние, которое не предрекает позитивного периода ценам на железную руду, которые еще достигнут своих минимальных значений в этом году.Михаил Шульгин Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Forex
Последние новости:
14.04.15 15:59 | Розничные продажи в США выросли, но не оправдали ожиданий | 15.04.15 08:57 | МФВ не верит в радужные экономические перспективы России |
- Новости рынка