Нефть. Международные танкерные компании возвращаются в Иран
Фондовый рынок
В середине апреля, Иран, спешивший нарастить объем экспорта добываемой им нефти, столкнулся с неожиданной проблемой: у него не только не хватало свободных танкеров, но и перевозчики не горели желанием браться за перевозку иранского груза. Для этого есть две причины.
Первая - это остаточные ограничения США, которые запрещают расчеты в долларах и вообще участие американских компаний, включая банки. Это серьезное препятствие для операторов нефтяных танкеров, чьи услуги оцениваются в долларах. В результате, с января и до середины апреля только восемь иностранных танкеров перевезли к европейским берегам в общей сложности с 8 млн баррелей иранской нефти. Это равнозначно всего лишь 10 дням продаж на уровнях, предшествовавших 2012 году - тогда Европа ежедневно покупала у Ирана по 800 тыс. баррелей нефти в день. По словам Майкла Уайта, генерального консула Intertanko, ассоциации, представляющей большую часть международного танкерного флота, отметил: "Мы отмечаем нежелание некоторых операторов возвращаться на иранский рынок из-за запрета на использование американской финансовой системы, и в частности американской валюты".
Вторая, еще более значительная проблема - это позиция Саудовской Аравии, которая, фактически, грозит разорвать все деловые отношения с компаниями, которые будут перевозить иранскую нефть. "Это неизвестный риск", - отметил один из судовых брокеров. "Никто не хочет потерять такого клиента, как Саудовская Аравия". Иранский государственный чиновник, пожелавший остаться не известным, признал, что стране трудно найти иностранных партнеров. "Мы работаем над решением этой проблемы. Необходимо уладить ряд вопросов с банками, страхованием и финансированием. После отмены санкций ситуация несколько улучшилась, но мы по-прежнему испытываем значительные трудности". При этом он также добавил, что Иран занимается модернизацией внутреннего флота, который уже морально устарел, что также сдерживает объемы экспорта.
Агентство Reuters в свое время писало о том, что Ирану вряд ли удастся в скором времени решить свои проблемы, поскольку ведущие операторы танкеров также заявили, что не собираются в ближайшее время работать с Ираном по упомянутым выше причинам. Однако прошло чуть больше месяца, и все каким-то чудесным образом наладилось.
В частности, Reuters пишет о том, что иранскую нефть уже перевозят более 25 европейских и азиатских супертанкеров, позволяя Тегерану наращивать объем экспорта быстрее, чем предполагали аналитики после отмены санкций в январе. Таким образом, если еще в апреле Иран не мог найти партнеров, готовых перевозить его нефть, но после заключения соглашения о временном страховании более трети иранской сырой нефти транспортируется иностранными судами. Саудовская Аравия, судя по всему, также сменила гнев на милость - по собственной инициативе, или под влиянием давления извне.
"Фрахтователи покупают грузы у Ирана и остальной мир относится к этому вполне спокойно", - отмечает Одиссей Валацас, фрахтовых управляющий в Dynacom Tankers Management. Греческая компания Dynacom выделила три супертанкера для перевозки иранской сырой нефти. Некоторые международные судовладельцы по-прежнему не горят желанием связываться с Ираном, в основном из-за некоторых ограничений, оставшихся в США. И все же в последнее время многие находят необходимые лазейки, покупают иранскую нефть с дисконтом, перепродают ее в других регионах и получают неплохую прибыль.
По данным Reuters, за последние две недели по меньшей мере 26 иностранных танкеров вместимостью более 25 млн баррелей уже загрузились сырой нефтью или мазутом, или ждут своей очереди в терминалах Bandar Mahshahr на иранском острове Харк. Иран смог привлечь международных перевозчиков за счет увеличения числа промежуточных временных страховок, выданных P&I clubs - это морская ассоциация взаимопомощи, обеспечивающая "защиту и компенсацию" судовладельцам. В апреле международная группа P&I Clubs, представляющая интересы 13 крупнейших в мире страховщиков в сфере морских перевозок, увеличила сумму, покрываемую так называемой страховкой "от возврата" с 70 млн до 100 млн евро, что негативно повлияло на иранский экспорт в апреле. "В первые дни после отмены санкций Иран загружал только собственные корабли из-за ряда проблем со страхованием/перестрахованием", - поясняет Луиджи Браззон, судовой брокер Banchero Costa.
И все же, несмотря на переизбыток предложения, дешевая иранская нефть привлекала покупателей, которые, в конечном счете, нашли выход. В частности, P&I Clubs предоставили необходимые страховки. Вот еще немного подробностей по этому делу: Страховка от возврата должна компенсировать отсутствие американских перестраховщиков, которым по-прежнему запрещено иметь дело с Ираном. "Рост иранского экспорта нас не удивляет, учитывая увеличение объема добычи в стране, а также шаги, предпринятые P&I clubs", - отмечает Брайан Галлахер, руководитель по связям с инвесторами в ведущей бельгийской танкерной компании Euronav, которая, однако, сама пока не работает с Ираном.
"Мы заинтересованы в подобном сотрудничестве... но из-за ограничений на транзакции с долларом Ирану потребуется время, чтобы полностью включиться в мировые рынки". Получается, что частичная отмена санкций позволила иностранным танкерам перевозить иранскую нефть, но компании сильно рискуют, поскольку страховка полностью не покрывает риски в случае крупных аварий. Поэтому, по словам страховщиков, многие крупные компании, такие как Euronav, Teekay Group или Frontline, по прежнему держатся в стороне от иранской нефти.
Эндрю Бардот, исполнительный директор International Group of P&I Clubs, поясняет, что страховка от возврата не покроет затраты в связи с столкновением или ответственностью за груз - они лягут на плечи судовладельца. Один крупнотоннажный танкер типа VLCC стоит около 90 млн долларов, а затраты, связанные с разливом нефти могут исчисляться миллиардами долларов. "Ограничения страховки от возврата в сочетании с другими факторами, в частности, связанными с американским долларом и использованием финансовой системы США, демотивируют судовладельцев, особенно крупных".
И все же теперь, когда проблемы с логистикой частично удалось решить и международные суда пришли на помощь собственному флоту Ирана, объем экспорта, по оценкам трейдеров, приблизился к досанкционным уровням 2,5 млн баррелей в день. "Иран продвигается быстрее и напористее, чем предполагалось", - утверждают аналитики Citi. Это значит, что перебои с поставками из-за пожаров в Канаде или загадочных провокаций нигерийских военных, получающих поддержку извне, будут быстро компенсированы иранской нефтью. В этих условиях и Канада, и Нигерия поспешат решить свои внутренние проблемы, опасаясь лишиться доли рынка.
По теме: Добыча нефти в Канаде вырастет более чем в 2 раза в ближайшие десятилетия
Объем иранского экспорта нефти в апреле и мае составил 2.1 и 2.3 млн баррелей в день соответственно по сравнению с 1.3 млн баррелей год назад, когда стране еще был закрыт доступ на европейские рынки, и приходилось полагаться только на азиатских покупателей. Азия - по-прежнему главный потребитель иранской сырой нефти, многие иностранные суда плывут именно к берегам Китая, Индии и Японии, однако, по меньшей мере, четыре танкера также направляются в Европу. Спрос в Индии растет, а нефтеперерабатывающие заводы страны, такие как Essar Oil, Reliance Energy, Hindustan Petroleum Corp, и Bharat Petroleum Corp, пользуются своими деловыми связями с Ираном. Среди не иранских компаний, зафрахтованных для перевозки нефти, китайская государственная грузовая компания China Shipping Development, PetroVietnam и японская Idemitsu Kosan.
По теме: Нефть. Остановка НПЗ привела к сокращению иранского экспорта в Индию в мае
Греческие, турецкие и сейшельские танкеры тоже перевозят иранскую нефть. Напомним, что Goldman недавно изменил свои прогнозы по рынку нефти на бычьи из-за краткосрочных перебоев с поставками, что стало главным катализатором последней восходящей динамики цен на этот энергоресурс.
Таким образом, не исключено, что после окончания летнего сезона цены снова устремятся вниз, поскольку проблема перепроизводства не только не решилась, а скорее всего, усугубилась, а лишние 1-1.5 млн баррелей в день по-прежнему не могут найти себе пристанище. Возможно, нас ждет повторение истории прошлого лета, когда цены на нефть держались возле отметки 60 долларов за баррель до середины июля, а потом начали падать. В Morgan Stanley также уверены, что летом 2016 года повторится история прошлого года, и цена будет двигаться по той же траектории. Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Forex
Последние новости:
08.06.16 10:13 | Крупнейший японский банк потерял интерес к государственным облигациям | 08.06.16 11:13 | Дилемма Банка России: быть или не быть - вот в чем вопрос |
- Новости рынка