Парадокс растущего импорта нефти в США
Фондовый рынок
В США растет не только импорт, но и экспорт сырой нефти, намекая на то, что производители и потребители выстраивают сложные комбинации с различными сортами "черного золота". В декабре США упразднили ограничения на экспорт сырой нефти, и производители тут же принялись наращивать объемы внешних поставок. Но вот что странно, объем ввозимой в Штаты нефти тоже вырос.
В этом году в американских портах в среднем отгружалось по 7.9 млн баррелей в день, что на 8.5% больше, чем в 2015 году и абсолютный максимум с 2012 года. С другой стороны, данные, предоставленные министерством энергетики, говорят о том, что в прошлом месяце экспорт достиг рекордных 700 тыс. баррелей в день, даже в ОПЕК не все страны поставляют на внешние рынки столько нефти. "Корабли уходят в ночи" - эти слова одного из аналитиков отражают всю сложность и запутанность новой реальности, в которой США являются крупнейшим потребителем и вместе с тем важным поставщиком на мировых рынках нефти.
По теме: ОПЕК не желает роста цен на нефть выше 60 долларов за баррель
Чем вызван такой рост импорта? Одна из причин - сокращение запасов. По данным правительства падение цен на нефть привело к тому, что объем добычи сократился на 1.2 млн баррелей в день относительно максимума, достигнутого в апреле 2015 года на уровне 9.6 млн. "Импорт, безусловно, компенсирует сокращение объемов добычи нефти для внутреннего потребления", - поясняет Джозеф Гордер, директор Valero, крупнейшего нефтеперерабатывающего завода в США.
На минувшей неделе объем национальных запасов нефти сократился на невероятные 14.5 млн баррелей в день из-за шторма, который временно вывел из строя внутреннюю инфраструктуру. Это событие лишний раз подчеркнуло значимость импорта для американской экономики. Но если добыча сокращается, почему тогда растет экспорт? Все дело в качестве и местоположении различных сортов нефти.
Нефть представлена на мировом рынке в большом ассортименте. Есть тяжелые сорта, есть плотные или кислые, с повышенным содержанием серы. Или с низким, например, легкая нефть, добываемая на сланцевых месторождениях США. Многие американские НПЗ настроены на работу с тяжелыми и менее дорогими сортами.
Когда сланцевый бум достиг пика, легкая американская нефть не находила выхода из-за отсутствия инфраструктуры и запрета на экспорт. Но теперь добывающие предприятия относительно беспрепятственно могут поставлять ее на заводы Канады и Европы, лучше приспособленные для ее переработки. А американские НПЗ, которые ранее были вынуждены мучить свое оборудование местной нефтью легких сортов, сейчас с удовольствием переключаются на более тяжелые импортные разновидности.
"Корабли уходят в ночь, все дело в качестве нефти", - отмечает Стивен Вольф, старший аналитик товарно-сырьевой компании Trafigura. "Легкая нефть утекает за границу, тяжелые и среднетяжелые сорта прибывают к американским берегам. Мы двигаем молекулы туда, где они должны быть".
Ситуация очевидна в Техасе, который является крупнейшим нефтедобывающим штатом. Легкая нефть со сланцевого месторождения Игл-Форд экспортируется через терминалы порта Корпус-Кристи, а сорт "Domestic Sweet" из центральных районов США поставляется через терминалы в порту Бомон, на юго-востоке Штата, отмечает Абуди Зейн , исполнительный директор ClipperData, компании, которая занимается геологоразведкой.
Между тем импорт на побережье Персидского залива также вырос в этом году за счет поставок тяжелых и средних сортов из Канады, Саудовской Аравии и Мексики. "Мировые потоки нефти оптимизировались", - считает Джон Мейс, директор отдела специальных исследований в John Mayes, консалтинговой компании в Далласе.
Расположение тоже имеет значение. Некоторые НПЗ на восточном побережье по-прежнему работают с легкими сортами. Они построили километры железных дорог, чтобы привозить нефть из Северной Дакоты, с баккеновского месторождения, поскольку трубопроводов на восточном побережье нет, а внутренние правила морских перевозок запрещают использовать береговые суда Техаса.
Объем добычи в этом регионе снизился, а вместе с ним иссяк и поток нефти, поступающий в НПЗ на востоке страны по железной дороге, поэтому они были вынуждены перейти на импорт сырой нефти, например, из Нигерии. По словам Вольфа, отгрузки в оба направления также стимулируются низкими тарифами на аренду нефтетанкеров. "Если цены на перевозку падают, объем, соответственно растет по всему миру", - добавил он.
Канада - главный внешний поставщик сырой нефти для США, и главный потребитель американского экспорта. Такой двойной статус связан с тем, что большая часть импорта поступает по трубопроводу из Альберты, а американский экспорт приплывает в танкерах к канадским НПЗ, расположенным в восточных провинциях.
Осталось только два узких места в сети торговых маршрутов, сформированных после отмены запрета на экспорт в США. Штаты также экспортируют легкую нефть на Карибский остров Кюрасао, где она используется, чтобы разбавить густую венесуэльскую нефть для переработки. Венесуэла тоже активно поставляет нефть на американское побережье Мексиканского залива.
Когда юристы обсуждали устаревшие правила 1970-х годов и отстаивали либерализацию рынка нефти, многие утверждали, что отмена запрета поможет стимулировать производство в США и даже называли цифры - более 3 млн баррелей в день к 2022 году. Однако объем добычи продолжает падать, а преимущества для производителей по-прежнему туманны.
Зато трейдеры уж точно в выигрыше. Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Forex
Последние новости:
13.09.16 11:34 | Нефть упала в качестве реакции на опубликованный сентябрьский отчет IEA | 13.09.16 13:35 | Несмотря на жесткие заявления, Sberbank CIB ждет снижения ставки Банком России |
- Новости рынка