Тегеран возвращается к старой доброй тактике тайных продаж нефти в условиях усиливающегося экономического давления.
Супертанкер под названием Happiness (счастье) везет за рубеж 2 млн баррелей иранской нефти. Судно было загружено в начале сентября на терминале, оператором которого является национальная нефтяная компании страны на острове Харг. Как показывают данные по отслеживанию судов, груз отправился в Азию. Но дело в том, что танкер отправился на мировой рынок, где иранская нефть становится изгоем.
Отойдя от берегов Ирана, Happiness I отключил систему отслеживания, присоединившись к группе танкеров-призраков, символизирующих растущее давление на страну, нефтяной сектор которой столкнется с американскими санкциями в ноябре. После выхода из ядерной сделки, подписанной Ираном с мировыми державами, Трамп пытается ударить иранскую экономику посредством санкций, предполагающих жесткие финансовые наказания за любое участие в торговле нефтью с Ираном.
Но Тегеран не может так просто прикрыть прибыльный экспортный бизнес, который приносит поступления в бюджет. И вот, загнанный в тупик Иран решил вернуться к своей старой стратегии тайной продажи черного золота.
Happiness I – один из как минимум семи танкеров с иранской нефтью, отключивших систему отслеживания. Танкер не подавал никаких сигналов, отключив свой транспондер 16 сентября, отмечает Мэтт Смит, директор отдела исследований в сырьевом сегменте в ClipperData, которая отслеживает перемещения судов с иранской нефтью.
«Мы помним, как это происходило в годы, когда экономика Ирана находилась под давлением санкций. Теперь повторяется то же самое - Тегеран держит в тайне свои нефтяные потоки», - добавил Мэтт Смит.
Иран экспортирует около двух третьих объемов производства нефти, которые ранее в этом году достигали 3.8 млн баррелей в день. Когда администрации Обамы ввела санкции в отношении Тегерана в 2012 году, стране разрешалось экспортировать около 1-1.5 млн баррелей в день. Но исламская республика все равно не смогла избежать глубокой рецессии. На сегодняшний день администрация Трампа идет на еще более жесткие меры, настаивая на том, что Иран вообще не должен отправлять свою нефть на экспорт.
С мая, когда американский президент вышел из ядерной сделки и анонсировал грядущие санкции, экспорт черного золота из проблемной страны сократился как минимум на 500 тыс. баррелей в день, опустившись ниже 2 млн. Страх перед санкциями Вашингтона и сокращение нефтяных доходов, которые являются главным источником накопления резервов в иностранной валюте, уже привели к обвалу национальной валюты почти на 70% в этом году.
Южная Корея и Франция – в числе стран, которые уже полностью прекратили покупки иранской нефти. Китай и Индия – крупнейшие покупатели черного золота у Ирана – сокращают объемы импорта. По данным консалтинговой компании FGE, около 10-15 млн баррелей иранской нефти хранится на морских судах без покупателей.
«Ирану стало сложно продавать свою нефть», - констатирует Иман Нассери из FGE.
Белый дом делает все возможное, чтобы закрутить гайки. На прошлой неделе представитель администрации Трампа заявил, что Америка помогает своим союзникам в поисках альтернативы иранским баррелям. Президент США уже попросил Саудовскую Аравию увеличить добычу нефти, чтобы компенсировать сокращение предложения со стороны Ирана. Министр нефти Ирана Биджан Зангане раскритиковал коллег по ОПЕК, наращивающих добычу.
«Все, кто обещают компенсировать дефицит нефти на рынке, играют против Ирана… Они должны честно признаться, что делают это с подачи Америки», - заявил чиновник в минувший четверг.
В Тегеране аналитики не ожидают, что произойдет полная остановка экспорта сырой нефти, но при этом признают, что резкое сокращение отгрузок оперативно отразится на самочувствии экономики. Центристское правительство Хассана Рухани платят госслужащим и покрывают выплаты за счет нефтедолларов, тем самым компенсируя иранцам рост цен на энергию. Уже сейчас периодически происходят вспышки протестов против режима, так что терпение общества может закончиться, если начнут заканчиваться и деньги.
Власти пытаются адаптироваться к ситуации. Верховный совет по экономической координации Ирана, сформированный в этом году для обхода американских санкций, на днях разрешил министерству нефти продавать нефть частному сектору.
Это первый случай, когда иранский частный сектор допускают к торговле нефтью. Во время предыдущих санкций со стороны США и ЕС в 2012 году некоторые бизнесмены и организации с большими связями тайно продавали нефть, чтобы помочь правительству обойти санкции, но эта тактика оказалась не такой уж безупречной. К примеру, тогда один из таких бизнесменов Бабак Занджани был приговорен к смертной казни за продажу нефти на $2.8 млрд и отказ вернуть деньги правительству.
НПЗ и другие объекты, зависящие от мировой банковской системы, страхования и индустрии поставок – везде фигурирует доллар США – ожидают, что администрация Трампа будет вести себя агрессивнее, чем ее предшественники, в преследовании стран, нарушающих санкции. Амрита Сен из консалтинговой компании Energy Aspects отмечает, что широкое применение технологий отслеживании перемещений танкеров ограничат тайные продажи.
«Есть много глаз, которые могут отследить аномалии и провести проверку торговых потоков, не соответствующих реальным данным. В отдельных случаях какие-то партии, конечно, могут остаться незамеченными, но масштабную контрабанду отследить проще простого», - подчеркнула эксперт.
Так что танкеры-призраки – это скорее симптом проблем Ирана, а не их решение.
По теме: Страны ОПЕК не послушались Трампа и не стали наращивать добычу
По теме: Россия диктует цены на рынке нефти
Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Форекс.
Подпишитесь на ProFinance.ru в Яндекс-Новостях и в Яндекс Дзене