Нестабильность рынков акций и облигаций является неотъемлемой частью перехода Центробанков от стимулирования к нормализации политики.
Волатильность, которую мы наблюдали на протяжении уходящей недели, дополняет неспокойную картину мировых рынков акций в октябре.
Такое поведение торговых площадок свидетельствует о важных переменах в базовом режиме финансовых рынков. Мы выходим из периода обильного, последовательного и предсказуемого вливания ликвидности и переключаемся в фазу, которая характеризуется возрастающим влиянием экономических и корпоративных реалий.
Этот переход усложняется расширением экономической дивергенции в сегменте развитых стран и неопределенностью в отношении торговой политики, что отражается на инвестициях. После травм, полученных во время финансового кризиса, американские акции перешли к рекордному росту, который охарактеризовался впечатляющими прибылями и необычно низкой волатильностью.
Особенно явно это проявилось в прошлом году, когда S&P 500 вырос на 22%, а индекс Vix, барометр подразумеваемой волатильности или индекс страха, провел большую часть времени в диапазоне 10-15, на исторических минимумах. В этом году картина выглядит совсем иначе. Изначально воздержавшись от падения в отличие от других рынков, включая развивающийся сегмент, в этом месяце S&P попал под давление и просел на 9%.
Изменился и режим волатильности. В феврале Vix подскочил до 37, подорвав ранее успешные торговые стратегии, основанные на продаже волатильности. В октябре индекс торговался преимущественно выше отметки 15 пунктов.
За октябрьской турбулентностью стоит целый ряд причин, включая утверждения о том, что экономический рост и корпоративные прибыли в США достигли пика. Впрочем, лучше смотреть на ситуацию под другим углом, который показывает, что нестабильность обусловлена прежде всего масштабным переходным периодом для основных определяющих цен на активы.
Во главе этого перехода стоит Федрезерв, который постепенно сокращает размер своего баланса, повысил ставку уже восемь раз с 2015 года и сигналит о дальнейшем ужесточении, которое, по мнению многих, выглядит агрессивно. Это сдерживает проявление интереса к риску из-за опасений по поводу финансовой стабильности.
В отличие от периодов, когда ФРС возглавляли Бернанке и затем Йеллен, сейчас, когда у руля находится Пауэлл, чиновники Центробанка воздерживаются от смягчающих комментариев в периоды турбулентности на рынках. ЕЦБ тем временем продолжает сокращать покупки активов и, возможно, полностью свернет программу в конце текущего года.
Сокращение поддержки Центробанка сопровождается охлаждением спроса иностранных инвесторов, особенно со стороны тех, кто предпочитают хеджировать валютные риски при инвестировании в американские государственные облигации.
К счастью, фундаментальные показатели США остаются здоровыми. Активный рост занятости и улучшение динамики увеличения зарплат поддерживает доходы домохозяйств и потребление, а финансовое стимулирование от снижения налогов сопровождается увеличением расходов. Все это стимулирует деловые инвестиции.
Но переход от подпитываемых ликвидностью рынков к фундаментальным реалиям происходит далеко не гладко. Хорошая картина в Штатах резко контрастирует с замедлением роста в Европе и развивающихся странах. Причем эта дивергенция может расшириться, подняв вопрос о том, сможет ли впоследствии остальной мир угнаться за ростом американской экономики или же Штаты замедлятся сами, по мере угасании эффекта от стимулов и под тяжестью стагнации других экономик.
Такая картина оказывает давление на корпоративные прибыли через сильный доллар, что является следствием экономической дивергенции и расширении дифференциала по ставкам. Неопределенность в торговой политике – еще один фактор, усложняющий переходный период. Канада, Коре и Мексика уже поняли для себя, что лучший способ снизить градус напряженности с США – пойти на уступки, а вот Китай продолжает противостоять протекционизму Трампа.
Чем дольше Пекин думать, что своим поведением он добьется успеха, тем активнее внутренние дебаты в США будут разрастаться от торговых проблем до вопросов национальной безопасности и тем сложнее будет избежать болезненной торговой войны на мировом уровне. Такая обстановка требует пересмотра инвестиционных стратегий. Следует обращать больше внимания на недооцененные риски для ликвидности и применять более активное (не пассивное) управление стратегиями.
Также необходимо адаптироваться к установке «доллар под угрозой», особенно когда речь идет о выходе из американских акций в пользу инвестиций более низкого качества, включая пограничные суверенные рынки и корпоративные бумаги развивающихся стран.
В ближайшие недели рынкам будет сложно избежать роста волатильности. Но если в остальном мире будет реализована политика, направленная на рост экономик (под большим вопросом), эта волна волатильности в конечном итоге может превратиться в «путешествие», которое завершится тем, что рынки будут ощущать поддержку со стороны приличных фундаментальных показателей, а не от ликвидности, искажающей реальное положение вещей.
Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Форекс.
Подпишитесь на ProFinance.ru в Яндекс-Новостях и в Яндекс Дзене