Россия — мировой лидер по производству и экспорту мазута. Однако страна может потерять большую долю этого рынка из-за новых экологических требований.
Новые правила Международной морской организации (IMO) вступят в силу в 2020 году. Согласно этим требованиям, содержание серы в судовом топливе не должно превышать 0.5%. Это в 7 раз меньше, чем в среднем в настоящий момент. Судоходные компании будут вынуждены заправлять корабли более качественным и дорогим топливом либо выбрать альтернативу. Например, в виде сжиженного природного газа.
Нефтеперерабатывающие заводы России могут оказаться в числе аутсайдеров. Их конкуренты в Европе и на побережье Мексиканского залива имеют достаточный потенциал для того, чтобы к назначенному сроку успеть перейти на производство топлива с низким содержанием серы.
Однако, согласно точке зрения аналитиков IHS Markit, в отношении российских производителей не может быть стопроцентной уверенности в том, что они подготовятся. А значит, российская нефть будет продаваться с более значительным дисконтом.
Такая авторитетная организация как «Совместная инициатива по нефтяной статистике» (JODI) подсчитала (цифры по итогам 2017 года): Россия занимает доминирующее положение на рынке мазута, производя 51.5 млн тонн, а экспортируя 35 млн тонн.
ТОП-5 стран-производителей на мировом рынке мазута (JODI) |
РФ финансирует модернизацию своей нефтяной отрасли, но упор делается на повышение объемов производства и увеличение качества бензина и дизеля. По состоянию на сентябрь 2018 года Россия не производит топлива, которое соответствовало бы требованиям IMO. Более двух третей объема продукции содержит свыше 2.5% серы.
В 2017 г. рынок сбыта РФ был представлен 120 странами по всему миру. НПЗ, которые принадлежат компаниям Роснефть и Сургутнефтегаз, точно не будут модернизированы до 2020 года в соответствии с новыми правилами IMO, утверждают эксперты IHS Markit. Все возможные альтернативные варианты сбыта мазута с высоким содержанием серы не смогут компенсировать прежние доходы.
Данные ЦДУ ТЭК за январь-сентябрь 2018 г. |
Так, Россия может продавать свою нефть НПЗ в Мексиканском заливе и предприятиям вблизи Антверпена и Роттердама. А они будут делать топливо соответствующего новым требованиям качества. Однако эти НПЗ, очевидно, будут покупать Urals с куда более значительным дисконтом. При этом США могут ввести санкции в отношении импорта российской нефти.
Другой вариант: смешивать высокосернистый мазут с дизельным топливом. По словам старшего аналитика IHS Александра Щербакова, чтобы добиться уровня серы не более 0.5%, потребуется 7 или 8 долей дизеля на одну долю мазута. Экономически такой вариант крайне невыгоден. Логичнее просто продавать дизельное топливо.
Мазут с высоким содержанием серы можно продавать электростанциям, но порядка 70% таких объектов используют природный газ. Если удвоить объемы строительства дорог в стране, а сейчас на это уходит порядка 6 млн тонн битума в год, все равно не получиться сформировать достаточный рынок, чтобы заместить продажи судоходного топлива, отмечает эксперт IHS.
Согласно расчетам агентства Bloomberg, российские поставщики мазута в 2017 году заработали на его экспорте порядка $9 млрд. Аналитики инвестиционного банка Wood & Co. Financial Services подсчитали: убытки от потери доли рынка судоходного топлива могут обойтись стране в $3.5 млрд.
По теме:
Отмывание "грязных" российских миллиардов остановил один внимательный британец
По этим причинам нефть пока не сможет возобновить бычье ралли
Россиянам не придется ежедневно смотреть на курс рубля из-за санкций: Силуанов
Источник: ProFinance.Ru - Новости рынка Форекс.
Подпишитесь на ProFinance.ru в Яндекс-Новостях и в Яндекс Дзене