Резкое падение цен на нефть сыграло на руку крупнейшим импортерам в развивающемся сегменте. Brent вошла на территорию медвежьего рынка, обвалившись от достигнутых в октябре 4-летних максимумов более чем на 20%. Сейчас этот сорт нефти можно купить по цене 62.20 долларов за баррель. Распродажи Brent совпали с просадкой американских акций..
Это снижение оказалось болезненным для многих инвесторов, но не для крупнейших импортеров в EM-сегменте, таких как Индия, Турция и Индонезия. Большую часть года эти страны страдали от сильного доллара в сочетании с удорожанием энергоносителей.
«Большинство этих стран — импортеры нефти. Падение цен на черное золото однозначно позитивно для них, поскольку способствует улучшению их балансов и снижает инфляцию», — отметил глава аналитического отдела Ashmore Group Ян Ден.
В свою очередь, валюты развивающихся стран тоже получили поддержку на фоне нефтяного обвала. Импортерам теперь приходится обменивать меньшие объемы местной валюты на доллары для покупки такого же количества нефти.
За последнюю неделю индийская рупия укрепилась в паре с долларом на 1.7%, ранее в этом году отметив рекордные минимумы. Филиппинский песо и индонезийская рупия выросли на 1.1% и 1.5% соответственно. Тем временем индекс MSCI Emerging Markets набрал 1.6% с начала ноября, но с начала года все равно остается в минусе на 16%.
Есть еще одна порция хороших новостей связана с возможным смягчением торговых конфликтов в мире, особенно если в рамках предстоящего саммита «Большой двадцатки» встреча лидеров США и Китая все же состоится.
Тем не менее, Центробанки развивающихся стран по-прежнему опасаются инфляции, а некоторые до сих пор склоняются к повышению ставки, отмечают аналитики Barclays. Индонезия, Филиппины и Мексика в последние недели ужесточили монетарную политику, сославшись на беспокойство по поводу роста инфляции.
Одна из причин такого поведения состоит в том, что пока неясно, является ли падение цен на нефть временным, отчасти под влиянием трейдеров, застигнутых врасплох послаблениями в рамках антииранских санкций, или же более серьезным сдвигом картины спроса и предложения. Многие участники нефтяного рынка не беспокоятся по поводу избыточного предложения в следующем году, ссылаясь на продолжение роста спроса.
При этом нельзя не признать, что дешевая нефть снижает давление на Центробанки развивающегося мира.
«Те, кто говорят о росте инфляционных рисков, как, например, ЮАР и Индия, могут перейти к более нейтральному тону в отношении своей политики. Эта тенденция будет развиваться, если их валюты останутся относительно стабильными, — полагают аналитики Barclays.
На сегодняшний день потребители и компании на этих рынках по-прежнему встревожены. Несмотря на то, что индийскую экономику поддерживает снижение цен на черное золото, Мукеш Кумар Сурана, глава Hindustan Petroleum Corporation Ltd., отмечает, что недавняя волатильность в сырьевом сегменте затрудняет принятие решений в местной перерабатывающей отрасли.
«Недавно мы стали свидетелями резкого снижения цен на сырую нефть. Но это не надолго. Несмотря на то, что более низкие цены повышают рентабельность поддерживаемой государством индийской перерабатывающей и маркетинговой группы, волатильность в целом — не есть хорошо для нее. Эти колебания влекут потерю запасов», — пояснил Сурана.
По теме:
JP Morgan снижает прогноз цены нефти марки Brent в 2019 году
Легенда нефтяного рынка верит в способности ОПЕК и ждет восстановления цен