В прошлом месяце, когда котировки черного золота показали самую мощную за последние десять лет просадку, российская валюта едва сдвинулась с места. К разрыву двух некогда неразлучных активов привел целый ряд факторов – от действий Центробанка до санкций.
Вот ключевые моменты, разрушившие корреляцию:
Где корреляция?
В феврале 2017 года Центробанк начал работать над снижением корреляции, чтобы ограничить колебания курса местной валюты. Так называемое бюджетное правило поглощает все дополнительные доходы от нефти выше $40, которые направляются на покупку иностранной валюты на внутреннем рынке для пополнения резервов.
В результате корреляция угасла – покупки иностранной валюты ограничили колебания курса, волатильность которого упала на 20%. С февраля 2017 по апрель текущего года рубль в основном торговался в диапазоне 55-61 руб. За этот же период цены на нефть успели побывать на минимуме $45 и превысить отметку $70.
Эффект от санкций
Затем связь с нефтью продолжила ослабевать. В апреле Америка ввела самые жесткие санкции в отношении российских компаний за предполагаемое вмешательство в президентские выборы. В ответ рубль отправился в свободное падение, игнорируя высокие цены на черное золото.
В августе, когда валюты развивающихся стран начали дружно падать, а угроза введения дополнительных санкций возросла, Центробанк решил поставить покупку иностранной валюты на паузу.
В результате корреляция восстановилась, но лишь частично. После событий августа инвесторы игнорировали скачок нефти выше $80, до 4-летних максимумов, сосредоточившись на рисках новых санкций в преддверии промежуточных выборов в конгресс США. за время распродаж, которые начались в апреле, иностранцы продали местных облигаций на сумму 500 млрд рублей (7.5 млрд долларов).
Геополитика – новая нефть для рубля?
Похоже, что так. По крайней мере, корреляция курса рубля с иностранными инвестициями в национальный долг укрепляется. И в ноябре курсом российской валюты дирижировали результаты выборов в конгресс, перенос американских санкций на следующий год и конфликт с Украиной, но не обвал на нефтяном рынке. К концу месяца рубль подешевел на 1.6%, тогда как Brent потеряла в цене 20%.
Что может вернуть корреляцию с нефтью?
Если после недавнего отскока цены на черное золото возобновят отступление, и экспортируемая Россией нефть направится к ключевой отметке $40, при достижении которой бюджет лишается нефтяных поступлений, рубль ощутит на себе этот удар, и связь может вернуться.
Если угроза введения жестких санкций в отношении российских банков и госдолга отступит в следующем году (или если новые ограничения окажутся «беззубыми»), связь между курсом рубля и геополитикой ослабнет. В этом случае валюта может вернуться к корреляции с нефтью. Но не будем забывать о покупках иностранной валюты, которые возобновятся в 2019. А будут ли они достаточно масштабными, чтобы ограничить влияние колебаний нефтяных цен на «деревянный» - это уже другой вопрос.
По теме:
Новости из Вены и Вашингтона могут заставить курс рубля «полетать»
Возвращение на рынок Банка России сильно повлияет на курс рубля — эксперт
Россия выглядит «неотразимо» для carry-инвесторов, но при одном условии