После неспокойного года, который едва не обернулся крахом на фоне ужесточения монетарной политики в США и развернувшейся торговой войны, рынки наконец-то приходят в себя, отчасти по причине достигнутых низких уровней. Валюты, акции и облигации в местных валютах развивающегося сегмента завершают год с худшими результатами с 2015 года, но за последние месяцы активы смогли отойти от минимумов. В октябре акции углубились в медвежий рынок из-за укрепления доллара в условиях повышения ставок ФРС и обострения торговой войны, ударившей по странам с более уязвимым фундаментом, включая Индонезию и ЮАР. Аргентина и Турция столкнулись с дополнительными внутренними проблемами, подогрев риски распространения «инфекции», а Мексика и Бразилия пережили президентские выборы.
«Премия за риск по активам EM—сегмента резко выросла в этом году. Она ляжет в основу благоприятной конъюнктуры в 2019-м при условии, что внешняя обстановка не усугубится. Динамика развивающихся рынков в этом году разочаровала, но на то было немало причин», - отметил Майкл Кушма, директор по инвестициям в глобальные инструменты с фиксированной доходностью Morgan Stanley Investment Management в Нью-Йорке.
Вот несколько основных событий, которые сформировали атмосферу в EM-сегменте в уходящем году:
Торговая война между США и Китаем
Новостные заголовки на тему торгового противостояния двух держав держали рынки в тонусе. Многие активы ориентировались на сигналы со стороны Вашингтона и Пекина, которые принялись обмениваться тарифами. Лидеры двух стран встретились на полях саммита G-20 в Аргентине 1 декабря и договорились о временном «прекращении огня».
Китайские власти пытались стимулировать кредитование частных компаний на фоне признаков замедления экономического роста и обострения торгового конфликта с Америкой. С начала этого года Центробанк снижал резервные требования четыре раза.
Встреча Кима и Трампа
Историческая встреча лидеров Северной и Южной Кореи и американского президента снизила риск войны. Но обострение торговой войны между США и КНР свело на нет эффект от ослабления этой угрозы, поэтому южнокорейские активы не получили достаточной поддержки. Индекс Kospi вышел на территорию медвежьего рынка наряду с бенчмарками Китая и Филиппин.
93-летний лидер
Махатхир Мохамад одержал оглушительную победу на малазийских выборах, которая ознаменовала окончание 60-летнего срока правления партии бывшего премьер-министра Наджиба Разака. В середине года местный Центробанк возглавила Датук Нор Шамсиа Мод Юнус, которая возглавляла расследование по скандальному государственному фонду 1MDB. Она сменила на посту Мухаммада Ибрахима, который подал в отставку в июне после того, как была поднята тема роли Центробанка в истории с фондом 1MDB. Государственный инвестиционный фонд подхлестнул уголовные и правовые расследования в отношении банков по всему миру, включая гиганта Goldman Sachs.
Агрессивное повышение ставок
Индийская рупия обвалилась к минимальным уровням со времен азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг., спровоцировав беспрецедентную реакцию со стороны Центробанка и правительства. Монетарную ставку повышали шесть раз в этом году, до уровня 6%, чтобы оказать поддержку валюте, попавшей под «каток» на развивающихся рынках. А правительство тем временем установило ограничения на импорт, а также поставило на паузу проекты на миллиарды долларов, чтобы охладить спрос на американскую валюту.
В апреле 2019 года состоятся президентские выборы, и инвесторы с интересом хотят знать, каким путем пойдет правительство: станет более популистским или же будет придерживаться фискальной дисциплины, чтобы остановить рост двойного дефицита, который является «Ахиллесовой пятой» крупнейшей страны в Юго-Восточной Азии.
Игры Эрдогана
Инвесторы бежали из турецких активов, попавших под тройной удар: санкции в связи с задержанием американского пастора, нежелание Центробанка ужесточать политику и общий отток капитала с развивающихся рынков. Уверенность Эрдогана в том, что повышение процентных ставок разгоняет инфляцию, тоже не способствовала восстановлению доверия инвесторов. В конечном итоге Центробанк поддержал лиру, повысив стоимости кредитования, но валюта все равно завершает год с худшими более чем за десять лет результатами.
Россия и санкции
Если бы не геополитика, уходящий год оказался бы более благоприятным для рубля. Санкции, связанные с предполагаемым вмешательством Москвы в президентские выборы США 2016 года, риск ограничений в отношении рублевых облигаций, спекуляции вокруг отравления бывшего шпиона в Британии и промежуточных выборов в конгресс США отправили валюту на путь снижения уже третий год подряд. И это несмотря на рост цен на нефть, первый с 2011 года профицит бюджета и одну из самых высоких процентных ставок среди развивающихся стран.
Угасание эйфории в ЮАР
Эйфория инвесторов по поводу нового лидера ЮАР, пообещавшего бороться с коррупцией, оказалась непродолжительной – правительство страны усилило беспокойство рынков по поводу экспроприации земли у белых фермеров без компенсации, а возобновление рецессии повысило риск получения третьего мусорного статуса. А отсрочка реформы президента Рамафосы и отставка минфина перед публикацией годового бюджета добавила нервозности.
Убийство Хашогги
Кредитный риски выросли, а иностранцы стали чистыми продавцами акций Саудовской Аравии на фоне международного скандала вокруг убийства журналиста Джамаша Хашогги в консульстве королевства в Стамбуле. Этот инцидент подорвал доверие к политике наследного принца Мохаммеда бин Салмана. Ранее в этом году арест правых активистов привел к конфликту с Канадой. А напряженные отношения с Ираном продолжают обостряться на фоне войны в Йемене.
Рассвет популизма в Латинской Америке
Две крупнейшие экономики Латинской Америки – Бразилия и Мексика – в этом году избрали популистов из противоположных углов политического спектра, отправив активы в противоположных направлениях. Если нового бразильского президента Болсонару инвесторы горячо приветствовали – он передал полномочия в области бюджетно-налоговой политики бывшему фондовому управляющему Пауло Гуэдесу, то приход к власти Андреса Мануэля Лопеса Обрадора в Мексике испугал рынки после того, как он отменил $13-миллиардный проект строительства аэропорта. Так, ведущий фондовый индекс Бразилии взлетел к рекордным уровням, а мексиканский бенчмарк обвалился на 10% с момента проведения президентских выборов 1 июля.
Спасение Аргентины
В это латиноамериканской стране обошлось без политических драм, но на рынках произошел самый масштабный обвал в регионе, да и в мире. По мере повышения процентных ставок расширяющиеся дефициты спровоцировали бегство инвесторов из активов страны. В результате по состоянию на 5 декабря песо подешевел в паре с долларом на 50%.
Чтобы взять ситуацию под контроль, правительству и Центробанку пришлось пойти на драконовские меры. Сначала государство обратилось за помощью к МВФ в размере $56.3 млрд. Затем Центробанк заморозил денежную базу, поглотив ликвидность на рынке и отправив процентные ставки выше 60%. Этот рецепт сработал, правда, ценой второй рецессии за последние три года.
Волатильность в Андах
Традиционно спокойные рынки Колумбии, Перу и Чили пережили всплески волатильности на фоне удешевления сырья и прихода к власти новых лидеров. В Перу коррупционные скандалы ударили по позициям Педро Пабло Кучински, бывших президентов и членов оппозиционной партии. Из их тени вышел Мартин Вискарра, бывший вице-президент страны. Тем временем чилийский миллиардер Себастьян Пиньера вернулся к власти, а в Колумбии избрали любимца Уолл-стрит Ивана Дуке.
Венесуэльская драма
Самый рискованный в мире рынок облигаций снова оказался в центре внимания в 2018 году, когда Венесуэла объявила дефолт по долговым обязательствам на $7 млрд. В мае президент Мадуро победил на выборах, развеяв оптимизм инвесторов, которые надеялись, что новая администрация сможет проложить путь к реструктуризации долга, максимально безболезненной для кредиторов. Правительство страны винит Америку и другие «империалистические силы» в своих финансовых проблемах, а государственная нефтяная компания Petroleos de Venezuela провела выборочные выплаты по облигациям, поддерживаемым акциями ее американского НПЗ Citgo Holding Inc.
По теме:
Bank of America рассказал, что будет с развивающимися рынками в следующем году
В следующем году курс рубля к доллару вырастет, а большинство других валют EM подешевеют – SG
Bloomberg поставил Россию на 2 место нового рейтинга развивающихся стран