Президент Путин не устает говорить об ускорении процесса дедолларизации, однако даже государственные компании страны не хотят отказываться от валюты. Переход на рубли, юани, или евро предполагает увеличение затрат и трудности с поиском банков для управления бизнесом, считают топ-менеджеры. Программа правительства по ускорению перехода только началась, поясняют чиновники на условиях анонимности.
«Рубль как валюта менее стабилен, чем любая другая. В мировых расчетах требуется более стабильная единица измерения. Поэтому переход на расчеты в рублях — это дополнительные валютные риски и это, по сути, затраты», — считает председатель Счетной платы Алексей Кудрин в ноябре.
Сизифов труд
Почти три четверти в ежегодном торговом обороте России в объеме $598 млрд приходится на доллар. Причем менее 5% этих сделок совершаются с США. Даже с Китаем, который присоединился к призывам снизить зависимость от доллара, 90% торговли осуществляется в долларах. В конце прошлого года Пекин отложил заключение соглашения с Москвой об увеличении прямых операций с рублем и юанем из-за торгового противостояния с Вашингтоном.
Львиная доля экспорта российского сырья котируется в долларах, и потребители не хотят осуществлять платежи в других валютах. Рынки для евро, рублей и юаней намного меньше рынков для доллара, а финансовая инфраструктура менее развита, что автоматически увеличивает затраты.
«Нефть котируется в долларах США, и сломать эту систему сложно. Причем нет даже признаков того, что рынок хочет что-то менять в силу национальных экономических причин. Это просто Сизифов труд», — отметила Элина Рыбакова, научный сотрудник мозгового центра Брейгель в Брюсселе.
Заложник обстоятельств
Однако санкции, введенные из-за украинского кризиса, расследование предполагаемого вмешательства Москвы в американские выборы, а также опасения еще более жестких ограничений со стороны Вашингтона, которые могут отрезать страну от долларовой финансовой системы вынудили Кремль активизировать усилия по поиску альтернатив.
По словам министра финансов Антона Силуанова, до трети российских транзакций в долларах проходит с задержками, которые иногда могут достигать месяца. Центробанк выстроил внутреннюю систему, позволяющую банкам проводить платежи, даже если Россия будет изолирована от мировой системы, а некоторые компании начали выводить свой капитал за пределы охвата Минфина США.
Самые активные меры были приняты после нового раунда жестких санкций прошлой весной, когда Центробанк сократил золотовалютные резервы в долларах на $101 млрд (больше пятой части от всех резервов) и перевел их в евро, юани и иены. Теперь Россия является держателем четверти мировых резервов в юанях.
«Доллар сам уходит от нас»
«Это не мы уходим от доллара, а он — от нас. Нестабильность расчетов в долларах вызывает желание очень многих экономик мира найти альтернативные резервные валюты и создать независимые от доллара системы расчетов», — сказал президент РФ в ноябре.
ЕС работает над стимулированием использования евро в торговле и финансах. Но в силу широкого охвата американской финансовой системы, усилия по созданию механизма для операций в Иране без влияния недавно введенных санкций США не приносят видимых успехов.
Многие шаги, предпринятые крупнейшими российскими компаниями чтобы показать, что они прилагают усилия для увеличения доли использования других валют, выглядят символично. Государственная алмазная монополия Алроса создала систему для принятия платежей в иностранных валютах. Однако в прошлом году через эту систему компания осуществила лишь 0.1% продаж от общего объема.
«В этой отрасли все выражено в долларах. У нас нет цели прекратить использовать доллар. Мы не можем этого сделать», — сказал президент Алросы Сергей Иванов.
Евразийский банк развития, специальный институт, учрежденный Россией для укрепления связей со своими соседями, производит расчеты в долларах и платит зарплату тоже в американской валюте. Многие страны бывшего Советского Союза предпочли бы заимствовать в рублях, но российские госкомпании по-прежнему отдают предпочтение доллару, отметил глава банка Андрей Бельянинов.
Министерство финансов и Центробанк работают над программой дедолларизации в целях стимулирования перехода на другие валюты. В декабре Силуанов отметил, что от энергетических компаний правительство потребует свои планы. Однако осведомленные представители правительства говорят, что не ждут от программы значимых результатов в обозримом будущем.
Медленно, но верно
В декабре глава Лукойла Вагит Алепкеров сказал в интервью Bloomberg, что второй по величине российский производитель нефти не рассматривает вариантов валютной диверсификации, считая невозможным уход от доллара.
Сторонники же инициативы указывают на данные, согласно которым, доля доллара в торговом обороте России постепенно снижается. Причем эта тенденция имела место еще до того как Путин развернул кампанию против валюты.
В прошлом году Северсталь сообщила, что скоро начнет получать евро за большую часть своего экспорта. Газпром уже продает львиную долю своего газа в Европу за евро. Также помочь в усилении этого тренда может предложение правительства предоставлять налоговые послаблении компаниям-экспортерам, которые будут проводить расчеты в рублях.
«Они принимают дедолларизацию близко к сердцу по геополитическим причинам. Я не могу себе представить, что новые экономические меры будут работать. Данные показывают, что на сокращение использования доллара всего на 10% потребуется более 30 лет», — высказался Олег Шибанов, профессор финансов Российской экономической школы.
По теме:
Иран и Индия приобщаются к дедолларизации и переходят на расчеты в рупиях
Китай, Индия, Россия, Турция и Иран отказываются от доллара. Как дедолларизация стала мировым трендом?
План Путина по дедолларизации понравится Европе
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg