Преступники не менее чутко реагируют на изменения на рынках, чем все остальные. И кражи каталитических конвертеров, в которых содержатся палладий, платина и родий, уже стали обычным явлением. Палладий обогнал золото, став самым дорогим драгоценным металлом, и теперь 5 грамм серебристо-белого элемента в некоторых катализаторах стоят 170 ф.ст. Кто бы мог подумать, что выхлопная система автомобилей станет таким лакомым кусочком.
Когда металл в вашем авто становится дороже металла, который вы носите на себе в виде украшений и аксессуаров, это довольно странно. Рост цен на палладий и падение стоимости платины никак не связаны с тщеславием. Продажи дизельных автомобилей, где в производстве каталитических катализаторов используется платина, просели после скандала вокруг Volkswagen. В результате потребители стали пересаживаться на авто с бензиновыми двигателями, в производстве которых используется палладий.
Нестабильность технологии использования металлов в девайсах от каталитических катализаторов до смартфонов и аккумуляторов обостряется из-за фактора редкости: любое изменение в технологии приводит к резким ценовым колебаниям. Золото тоже бывает волатильным, но его больше благодаря широкому спросу со стороны Центробанков, инвесторов и молодоженов. Производителям палладия и родия следует продавать больше ювелирных изделий.
Редкость металлов
Фактор редкости таких элементов, как палладий, не остается неизменным — время от времени находятся новые месторождения и залежи. Когда-то алюминий считался редким металлом, а в случае с никелем, который тоже считался редкостью до изобретения нержавеющей стали, можно наглядно применить выражение о том, что «спрос порождает предложение».
На рынке золота наметилась тенденция снижения предложения и избыточных спекулятивных инвестиций. Настрадавшиеся инвесторы хотят, чтобы компании объединяли и сокращали производство. К слову, на прошлой неделе Newmont приобрела Goldcorp за $10 млрд и пообещала повысить уровень дисциплины. Спрос оживился, а цены на желтый металл восстанавливаются после депрессивного периода.
Покупателям металлов платиновой группы, включая палладий и родий, можно позавидовать. Найти их довольно сложно, и российский НорНикель не облегчает ситуацию. Компания производит около 40% мировых объемов палладия (продукт переработки при производстве никеля и платины) и держит предложение ограниченным.
Недавно Потанин слегка ослабил хватку — к 2025 году НорНикель планирует увеличить объем производства коммерческих металлов на 25% за счет инвестиций в размере $12 млрд. Также глава компании планирует создать крупнейший в мире кластер по производству платины в Сибири. Впрочем, с реализацией задумки он не торопится — проект запланирован на конец 2020-х гг.
И его можно понять. Цена никеля гораздо ниже, чем до кризиса 2008 года, а платина дешевела с 2011 года. НорНикель и южноафриканские добывающие компании, поставляющие палладий, могут повысить активность, чтобы удовлетворить нынешний спрос на каталитические конвертеры, но потом снова окажутся в затруднительном положении.
Электрокары наступают
Главный риск — переход на электромобили, которые не создают опасных выбросов в атмосферу и не нуждаются в катализаторах. Плавное переключение потребителей на электрокары, которое будет сопровождаться ужесточением норм выбросов в Китае, может поддержать спрос на палладий и платину. Быстрое же изменение поведение потребителей, в том числе с подачи Tesla, пагубно отразится на рынке вышеупомянутых металлов.
Уоррен Баффет, который специализируется на долгосрочных инвестициях, ставит на электроэнергию. Его компания Berkshire Hathaway обсуждает соглашение об извлечении лития на $1.5 млрд в год из геотермальных скважин в Калифорнии в целях использования металла для производства автомобильных аккумуляторов. Литий является менее редким металлом, чем палладий, но в прошлом году Америка все же внесла его в список из 35 минералов, «необходимых для безопасности нации».
Это ставит в тупик драгоценные металлы с узким диапазоном технологического применения. По оценкам Morgan Stanley, в 2016 году на каталитические конвертеры пришлось почти 80% совокупного спроса на палладий, что повысило подверженность металла риску. В отличие от золота, которое потребители тоже покупают (в третьем квартале 2018 года 56% спроса обеспечили ювелирные изделия), больше палладий использовать негде.
Риски сохраняются
Производители палладия могут извлечь некоторые уроки из алмазной отрасли, которая десятками лет культивировала свой рынок. Росту популярности алмазов помогла De Beers со своим лозунгом «Бриллиант — это навсегда» в 1948 году. Около 30% платины тоже становится прекращается в ювелирные изделия, тогда как палладий и родий остаются за бортом этого рынка.
De Beers расширяет свой охват, занявшись производством искусственных алмазов, а цены на палладий продолжают расти на фоне дефицита предложения. В краткосрочном периоде это очень выгодно НорНикелю и другим производителям. Однако в более отдаленной перспективе они могут столкнуться с риском волатильности. На таком жестком рынке поставщики будут инвестировать в боле дешевые металлы, которые могут заменить палладий в конвертерах.
Геология тоже является немаловажным фактором, но производители металлов платиновой группы сами могут решать, насколько редкими будут считаться их металлы.
Однажды мы будем ездить друг к другу в гости на электромобилях, «украсив» себя драгоценностями из палладия...
По теме:
Палладий вновь стал самым дорогим драгоценным металлом в мире
Палладий обновил абсолютный за всю историю максимум и по-прежнему дороже золота
Прогноз на 2019 год по нефти, золоту, и другим металлам от банков и инвесткомпаний
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times