По данным Всемирной комиссии по геополитике в условиях энергетической трансформации, подготовившей отчет по просьбе Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), рост числа возобновляемых источников энергии может существенно повысить энергетическую независимость.
Поскольку энергию можно добывать с помощью солнца и ветра, а не только нефти и газа, которые сосредоточены в определенных регионах, многие страны стали бы менее восприимчивы к скачкам цен и перебоям в поставках за счет использования возобновляемых источников энергии. Кроме того, стратегическая значимость таких нефтяных коридоров, как Ормузский или Малаккский проливы, снизится по мере того, как ископаемое топливо лишится главенствующей роли в глобальной энергетической системе.
Также важно, что применение возобновляемых источников энергии практически не ограничено, а оборудование может работать децентрализовано. Согласно отчету IRENA, данная особенность альтернативной энергии послужит толчком для демократизации.
«Возобновляемые источники энергии также станут мощным инструментом для демократизации, поскольку они позволяют децентрализовать энергоснабжение и благодаря этому расширить возможности граждан, местных общин и городов», — говорится в отчете IRENA.
Основным отличием возобновляемой энергии от ископаемого топлива является стоимость. Благодаря снижению затрат предпочтение отдается производству и использованию более экологичных технологий. Возобновляемые источники энергии практически не требуют дополнительных расходов, а некоторые из них, например солнечная энергия и ветер, обеспечивают снижение затрат почти на 20% при каждом увеличении мощности вдвое«, — говорится в докладе IRENA. В этом их радикальное отличие от природных ресурсов, где повышение спроса приводит к росту цен из-за дефицита резервов.
Следовательно, предстоящий переход на альтернативные источники имеет множество преимуществ: уменьшение числа нефтяных коридоров, снижение волатильности цен, сокращение концентрированной энергии, которая доступна только в немногих местах.
Трудности перехода
Тем не менее, перейти на альтернативную энергию достаточно трудно. Многие страны могут добывать большую часть энергии у себя дома, снижать уровень загрязнения воздуха и сокращать счета за импорт, но при этом у них появятся новые проблемы, поскольку для экологичных технологий нужны различные минералы и металлы. Потребность в кобальте, меди, литии, никеле, редкоземельных металлах, а также других минералах и металлах может привести к таким же проблемам, как и нынешняя зависимость стран-производителей от экспорта нефти и газа. Около 60% мировых поставок кобальта приходятся на долю Демократической Республики Конго, а растущий спрос на кобальт для производства электромобилей спровоцировал появление социальных, экономических, политических и экологических проблем в этой стране.
Более того, для экспортеров ископаемого топлива — в основном для крупнейших нефтедобывающих стран-участниц ОПЕК — предстоящий переход на более чистую энергию сопряжен с большими рисками. Успешный переход той или иной страны на альтернативную энергию зависит от объемов их потребления/добычи ископаемого топлива, а также от того, смогут ли они эффективно использовать более экологичные технологии.
В отчете IRENA есть простая матрица: зависимость от импорта ископаемого топлива на оси Y и количество патентов на возобновляемые источники энергии на оси X (см. схему). На схеме видно, что отличительная особенность Саудовской Аравии — ее крайняя уязвимость. И это, несомненно, требует от руководства страны серьезных изменений в экономике. Среди других стран, которые могут столкнуться с трудностями при переходе на экологически чистую энергию — Катар, Ливия, Ангола, Республика Конго, Кувейт и ОАЭ, а также в меньшей степени Россия, Иран, Алжир и Азербайджан.
Проблема в том, что многие из них движутся в противоположном направлении, увеличивая добычу нефти и газа даже на фоне усиливающегося риска. Несмотря на разрекламированную программу преобразования экономики Саудовской Аравии Vision 2030, о которой было объявлено несколько лет назад, критикуемый сейчас наследный принц Мохаммед бин Салман, кажется, отказался от своих амбициозных целей по трансформации.
Вместо этого Эр-Рияд тратит деньги на наращивание нефтедобывающих мощностей. По данным компании Wood Mackenzie, несмотря на то, что глобальные расходы на геологоразведку и добычу сократились на 40%, начиная с 2014 года, Саудовская Аравия ничуть не уменьшила расходы.
На самом деле, в этом есть своя логика. Саудовская Аравия признает начало пикового спроса на нефть и рост потребления возобновляемой энергии.
«Переход на альтернативные источники энергии и угроза, что спрос на нефть может достичь пика в ближайшие двадцать лет, требуют особого внимания. Даже самые бюджетные производители не хотят рисковать и оставлять в земле дешевую нефть», — отметила Джессика Брюер из WoodMac.
Саудовская Аравия поспешно вливает деньги в нефтяной сектор, чтобы удовлетворить пиковый спрос на нефть.
Как получить выгоду
США, Китай, ЕС и Япония находятся в гораздо лучшем положении. США, например, являются крупнейшим в мире производителем нефти и природного газа. Компании в этих секторах со временем понесут убытки, поскольку ископаемые виды топлива постепенно будут исчерпаны. Однако, согласно отчету IRENA, Штаты также «занимают хорошие позиции в погоне за чистой энергией. Американские компании далеко продвинулись в разработке новых технологий, включая робототехнику, искусственный интеллект и электромобили».
Но выгоду от перехода на более экологичную энергию могут извлечь не только крупные и богатые страны. IRENA приводит в пример Исландию, которая «наглядно показывает, как можно получить выгоду в результате экономических преобразований, основанных на использовании возобновляемых источников энергии. В 20-м веке она из одной из беднейших стран Европы, которая сильно зависела от импорта угля и нефти, превратилась в страну с высоким уровнем жизни, где 100% электроэнергии вырабатывается за счет гидроэнергии и геотермальной энергии».
По теме:
API отчитался о неожиданном и сильном росте запасов нефти в США
Американским нефтяникам больше не нужно финансирование
Нефть дешевеет из-за опасений по поводу мирового спроса