Нефть стоила дороже $100 в 2008 году, когда трубопроводная компания Enterprise Products Partners анонсировала создание техасской морской портовой системы (Tops). Этот проект стоимостью $1.8 млрд должен был осуществлять отгрузку импортной нефти из супертанкеров с последующим ее распределением по стране, нуждающейся в больших объемах энергоносителей.
Проект так и не был реализован. В наши дни он возвращается, но будет работать в обратном направлении. Новый терминал в морском порту (Spot) сможет загружать ежедневно по одному супертанкеру американской нефтью, предназначенной для экспорта.
Заявка на получение разрешения для строительства проекта, поданная на прошлой неделе, показывает, насколько сильно изменилась Америка за последние десять лет, превратившись из крупнейшего в мире импортера в ведущего поставщика нефти. По прогнозам аналитиков, благодаря росту добычи нефти и газа, в следующем году страна обретет статус чистого экспортера энергоносителей.
Подготовка полным ходом
Сейчас компании готовят почву для резкого увеличения продаж черного золота за рубеж. Они расширяют доки, углубляют каналы и предлагают морским погрузочным станциям в Мексиканском заливе привлекать крупнейшие супертанкеры. Нефтяная лихорадка наступает спустя три года после снятия ограничений на экспорт сырья. С тех пор отгрузки черного золота выросли в четыре раза, достигнув 2.4 млн баррелей в день, и топ-менеджеры компаний ожидают увеличения объемов экспорта еще вдвое.
Очень важным моментом является прибрежная инфраструктура. На сегодняшний день экспортные мощности на побережье Мексиканского залива составляют 8 млн баррелей в день. После запуска еще восьми проектов, которые находятся в стадии разработки, показатель превысит 12 млн баррелей, прогнозирует хьюстонская консалтинговая компания Lipow Oil Associates.
Где перспективы — там конкуренция
Перспектива перегрузки мощностей создала условия для конкуренции.
«Мы полагаем, что в конечном итоге будет построено только три терминала», — сказал Том Рамси, глава Jupiter Energy Group. Он надеется, что его проект мощностью в 1 млн баррелей в день войдет в эту тройку.
Победители получат возможность полностью загружать супертанкер VLCC, размер которого позволяет прибыльно экспортировать нефти даже в Азию. Каналы в портах Корпус Кристи и Хьюстон слишком мелкие, чтобы полноценно обслужить VLCC. Отчасти загрузка такого супертанкера требует больше времени и добавляет 50-75 центов в каждому транспортируемому баррелю из-за долива при помощи более мелких барж, говорится в докладе Кэтрин Спектор из Центра глобальной энергетической политики при Колумбийском университете.
Неравный бой
Конкуренция среди компаний обостряется. К примеру, подразделение швейцарского сырьевого трейдера Trafigura подало заявку на одобрение строительства терминала для VLCC в 15 милях от Корпуса Кристи. Руководство этого порта запустило собственный проект доуглубительных работ, чтобы принимать более крупные танкеры, а также предложило построить новый экспортный терминал стоимостью $1 млрд совместно с частным инвестором Carlyle Group.
Владельцы Корпуса Кристи попросили федеральных регуляторов отклонить заявку подразделения Trafigura, задействовав давнее уголовное расследование в отношении компании, а также недавние подозрения в коррупционных связях в Бразилии.
«Это парни далеко не бойскауты», — подчеркнул глава порта Шон Стробридж.
Порт пригрозил подать в суд на Морскую администрацию США, если проект Trafigura будет одобрен. В сентябре руководство наняло лоббистов для работы над «морскими нефтяными терминалами».
«Управляющий вправе наложить запрет на проект без объяснения причин», — добавил Стробридж.
Trafigura отказывается от комментариев на тему правовых вопросов. Что касается Бразилии, которая в декабре обвинила двух бывших топ-менеджеров Trafigura во взяточничестве, компания говорит, что «преследует политику полного непринятия взяточничества и коррупции».
«На наш взгляд, глубоководный порт — самый эффективный и в то же время безопасный способ экспорта техасской нефти на мировой рынок», — говорит топ-менеджер Trafigura Кори Пролого.
Побочные эффекты
Экспортные терминалы, которые могут быть построены вдоль Техаса и Луизианы, помогут ускорить поток американской нефти. После спада активности во время недавнего обвала цен, буровые компании в сланцевых регионах увеличили добычу почти до 12 млн баррелей в день, опередив Россию и Саудовскую Аравию.
Причем показатели добычи могли быть даже выше, если бы не перегруженность трубопроводов во внутренних бассейнах. По мере открытия новых нефтепроводов нефть может скопиться в прибрежных терминалах, без увеличения объемов экспорта. В Хьюстоне компании обеспокоены тем, что новый приток гигантских контейнеров оставит не у дел их танкеры и баржи. В связи этим они сформировали группу под названием Коалиция за справедливый и открытый порт.
Морские терминалы избегают перегрузки портов за счет загрузки сырой нефти в супертанкеры в море через подводные трубопроводы. На сегодняшний день только один терминал может загрузить VLCC вместимостью 2 млн баррелей — Луизианский офшорный нефтяной порт (Loop), который был модифицирован в прошлом году. В декабре только за одну неделю из этого порта отправились три заполненных танкера VLCCS.
Никто не хочет отстать от поезда
К гонке присоединяются и другие терминалы. В тот же день, когда Enterprise Products Partners подала заявку на строительство нового терминала Spot, совместное предприятие Texas Colt тоже отправило заявку на разрешение создания своей площадки за пределами Фрипорта, Техас.
Энергетическая компания по хранению и транспортировке нефти, занимается экспортом через береговой терминал в Корпус Кристи, занимается строительством еще одного терминала.
«Америка будет играть растущую роль в поставках нефти на мировых рынках», — подчеркнул Халид Мусли, исполнительный вице-президент Texas Colt.
По теме:
Америка становится крупнейшим поставщиком нефти в Британию впервые со времен Суэцкого кризиса
BNP Paribas: ОПЕК не удержит нефть от коррекции во втором полугодии 2019