Эмиссия облигаций предполагает, что в конце срока должник вернет сумму займа с процентами. Когда речь идет о государствах и корпорациях, то они часто делают «ролловер», т. е. в момент погашения старых облигаций выпускают новые. Поэтому кредитоспособность многих современных стран зависит именно от возможности делать «ролловер», т. к. выплатить долг в полном объеме не представляется возможным. Теперь осталось только понять, в какой момент осуществление «ролловера» становится проблематичным.
Как правило уровень закредитованности страны измеряется соотношением ее долга к ВПП. По оценкам двух видных экономистов, Кармена Рейнхарта и Кена Рогоффа, как только указанный индикатор превышает 90%, темпы роста экономики страны снижаются в среднем на 1%. Дело в том, что для обслуживания растущего долга правительство вынуждено повышать налоги, высасывая все соки из частного сектора, которые могли бы пойти на развитие экономического потенциала страны.
Работа этих экспертов была опубликована в 2010 году и основывалась на данных за период с 2007 по 2009 годы, когда после банкротства Lehman Brothers госдолг США вырос на целых 32%. Однако эти цифры — ничто по сравнению с тем, что произошло в период с 2007 года до момента прихода Дональда Трампа в Белый дом. За эти годы госдолг США вырос на 217%!
Теперь соотношением госдолга к ВВП в районе 100% никого не удивишь, и похожим образом дела обстоят и в США, где этот показатель составляет 105%. По прогнозу профильного управления Конгресса США (CBO), дефицит бюджета в стране сохранится до 2028 года, и за это время госдолг вырастет на $9.445 трлн, т. е. почти на 50%. И эти цифры подразумевают отсутствие шоков, вроде мирового финансового кризиса, когда госдолг растет гораздо быстрее.
Как мы уже отмечали выше, рост долга ведет к снижению доходов бюджета (львиная часть собранных налогов уходит на расплату с кредиторами) и росту его расходов. За период с 2000 по 2007 год госдолг США вырос на 59%, а в период с 2007 по 2018 год — на 239%! Таким образом можно уверенно констатировать, что темпы роста американского госдолга увеличиваются. Если экстраполировать эту ситуацию в будущее, то выяснится, что к 2028 году госдолг США может составить не $34 трлн, как того ожидает Управление Конгресса США по бюджету, а все $51.4 трлн!
В своей работе господа Рейнхарт и Рогофф писали о том, что увеличение госдолга провоцирует замедление темпов роста ВВП страны. Таким образом, по нашим оценкам, к 2028 году соотношение госдолга США к ВВП вполне может вырасти до 170% (CBO ожидает, что к этому времени ВВП США вырастет на 48% до $29.803 трлн, а мы исходим из суммы госдолга к 2028 году в $51.4 трлн), т. е. госдолг будет расти опережающими темпами относительно экономики страны.
По прогнозу CBO, покупательная способность доллара будет ежегодно снижаться на 2%, однако если инфляция в США по какой-то причине окажется заметно выше, то это спровоцирует соответствующий рост доходности американских бондов и еще больше усугубит проблему. По нашему мнению, правительство США загнало себя в долговую ловушку, из которой нет выхода.
Подготовлено ProFinance.ru по материалам Института Людвига фон Мизера (Mises Institute)
По теме:
Бюджет США трещит по швам: обслуживание госдолга стоит американцам $1.5 млрд в день
Глава ВТБ подробно рассказал, зачем Россия продала почти весь госдолг США