Когда в конце 2014 года ОПЕК начала войну за цены на нефть, большинство людей полагали, что американский сланец обречен. На самом же деле больше остальных пострадали такие нефтяные гиганты, как Chevron Corp., BP и другим обремененным дорогостоящими мега-проектами, компаниям было трудно приспособиться к падению цен на энергоносители.
Постепенно эти компании поняли, как выжить в эпоху низких цен. Они урезали затраты, и, что еще важнее, научились предотвращать их рост. В отрасли, где каждый проект приветствует индивидуальные решения, компании заговорили о стандартизации. На закрытом совещании в Давосе топ-менеджеры индустрии не стали тратить время на пустые разговоры, сосредоточившись на самых актуальных вопросах.
Почти через пять лет после обвала изменения в культуре начали работать. Крупнейшие мировые энергетические компании нашли в себе силы для «перезагрузки», которая позволила им добиться показателей прибыли, сопоставимых с теми, что они зарабатывали при ценах выше $100.
Восстановление крупных игроков
«Крупнейшие компании смогли оправиться от спада, сократив производственные издержки и став сильнее», — отметил аналитик Goldman Sachs Мишель Делла Вигна.
Уровень расходов восьми крупнейших нефтегазовых компаний в мире упал в прошлом году на 45% — до $118 млрд, от докризисного пика на уровне $215 млрд, зафиксированного в 2013 году. Об этом свидетельствуют данные, собранные Bloomberg News.
Но, что немаловажно, в процессе изменилась их бизнес-модель. Зависимость от многомиллиардных проектов в отдаленных уголках мира снизилась, и теперь гиганты вливают миллиарды долларов в Пермский бассейн в Техасе, где ранее доминировали независимые игроки.
Другие стратегии включают в себя попытки построить новые проекты ближе к уже действующим с целью повторного использования инфраструктуры для сокращения расходов. Также компании стали охотнее объединять усилия, инвестируя в НПЗ и нефтехимические заводы, которые остаются рентабельными даже при низких ценах.
К удивлению многих участников отрасли, сокращение затрат не привело к замедлению развития компаний. На самом деле многие проекты даже опережают ожидания, как, к примеру, газовое месторождение Zohr в Египте, разработанное итальянской Eni SpA.
Новая эпоха
Индустрия получила поддержку со стороны поставщиком. По оценкам Exxon Mobil Corp., стоимость сейсмической технологии 3D, используемой для поиска подземных резервуаров сырья, а также глубоководных скважин для их эксплуатации упала более чем на 50% от уровней 2013 года.
Новая эпоха подразумевает объединение проектов, которые быстро окупаются, будь то сланцевые месторождения США или другие регионы. В нефтяной отрасли эта модель называется кратко- и долгосрочным циклом — некоторые проекты начинают приносить прибыль всего через два-три года, тогда как другие — только через 10 лет.
«Гиганты стремятся диверсифицировать свои портфели. До нефтяного кризиса 2014-15 гг. среди крупных компаний просто не существовало такого понятия, как короткий цикл», — отметил историк нефтяных рынков Даниель Йергин.
У нефти с коротким циклом есть одно важное преимущество перед мега-проектами: компании могут оперативно подстраиваться к изменениям цен на нефть и газ.
Газовый бум
Другое существенное изменение произошло на рынке природного газа. Нефтяные гиганты облюбовали газ еще до кризиса, и такие компании, как Exxon, активно инвестируют в крупные проекты в Катаре.
«Газ лидирует по темпам роста. За ним будущее», — уверен Бернард Луни из BP.
Несмотря на существенное сокращение расходов и внушительное удешевление энергоносителей, показатели прибыли не пострадали, о чем свидетельствуют данные Bloomberg. В прошлом году крупнейшие нефтяные компании зафиксировали рост прибыли на чистые активы на 8.7% против прироста на 8.4% в 2014 году. Рентабельность акций достигла 11,6% — максимальное за шесть лет значение.
Но не вся отрасль движется равномерными темпами. К примеру, Exxon увеличивает расходы, чтобы догнать конкурентов после неудачных проектов в России. Но в отличие от ситуации 2014 года компания обещает инвесторам награду за их вложения, разрабатывая проекты, которые позволят увеличить объемы производства.
По теме:
Выборы в Индии могут спровоцировать рост цен на нефть