Цены на икру падают по мере роста предложения со стороны Китая, который наводняет рынок некогда редким деликатесом.
Когда-то осетровая икра находилась на грани исчезновения из-за чрезмерного отлова и браконьерства. Как следствие, с 1998 года вся торговля икрой жестко контролируется глобальным договором.
В наши дни львиная доля икры собирается из осетровых, выращиваемых в реках, озерах и искусственных водоемах по всему миру. На волне бума в сельскохозяйственной отрасли в некоторых странах мира увеличились поставки для удовлетворения спроса на икру, которая, как правило, потребляется в малых количествах в качестве топпинга для пасты и закуски. В последние годы Китай стал одним из крупнейших в мире производителей икры, что способствует снижению цен на этот деликатес.
По последним данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, в ноябре икра, импортируемая в США, продавалась по средней цене $276.24 за килограмм, что на 13% ниже, чем в это же время годом ранее. С 2012 года цены упали почти вдвое.
В прошлом году Америка импортировала икру на сумму $17.8 млн против $7.6 млн в 2014 году. Около половины импорта за 2018 год пришлось на Китай.
Совокупный объем экспорта из КНР за период с 20212 по 2017 гг. вырос до 136 метрических тонн. Об этом свидетельствуют данные Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
Местные фермы имеют возможность производства крупных объемов икры при относительно низких затратах, и, соответственно, продавать по более низкой цене в сравнении с другими поставщиками.
Рычаги Поднебесной
Китайцы имеют огромное влияние на этот рынок, отметил Дейл Шерроу, вице-президент розничной компании Seattle Caviar Co., которая продает икру из Бельгии, Финляндии, Израиля, Италии, Уругвая и США.
По его словам, один американский производитель недавно снизил свои цены на 25% на этот год, что является следствием влияния Китая на отрасль.
Marshallberg Farm в северной Каролине, крупнейший производитель русского осетра в США, может производить 5-6 метрических тонн в год при полной загрузке мощностей. Семья Лианна Вона, управляющая бизнесом, говорит, что за период с 2015 по 2017 гг. продажи сократились вдвое, и все из-за дешевой китайской икры.
«У нас нет логических вариантов для конкуренции», - признается Вон.
Для американских производителей производство обходится дороже, а также присутствуют жесткие ограничения на использование консервантов, продлевающих срок годности икры.
В сентябре Штаты ввели 10%-ный налог на китайскую икру в рамках серии новых тарифов на импорт товаров на $200 млрд. Пошлина может быть повышена до 25%, если Вашингтон и Пекин не смогут покончить с торговой войной позднее в этом месяце.
Американские тарифы принесли облегчение некоторым поставщикам. Ричард Холл, директор Browne Trading Co. в Портленде, говорит, что тарифы помогли повысить конкурентоспособность американской и европейской икры.
Производство икры в Китае растет на фоне более вялого спроса в сравнении с предложением. Некоторые традиционные каналы потребление деликатеса – кабины первого класса в самолетах и отели класса люкс – уже не покупают столько икры, как раньше, подчеркивает Роман Шаетти, возглавляющий отдел экспорта в итальянской Agroittica Lombarda SpA.
Профицит предложения
Совокупный объем производимой на фермах икры гораздо ниже уровней, чем на пике использования диких рыбных ресурсов в 1980-х гг., однако участники отрасли ожидают, что в ближайшие пару лет на мировом рынке возникнут серьезные проблемы с профицитом предложения.
Одна из причин – время, требуемое осетровым на рост и готовность к метанию икры, которое составляет как минимум пять лет. А значит, оценки производства в 2019 году были основаны на прогнозах спроса несколькими годами ранее. Более крупные особи в среднем могут производить около 40 футов икры.
На китайском рынке икры господствующее положение занимает крупный игрок Kaluga Queen, который производит треть мировых объемов. Компания, которая выращивает осетровых в озере Цяньдаоху в китайской провинции Чжэцзян, наращивает производство на 20-30% в год и планирует продолжить в том же духе в течение следующих пяти лет.
«Качество нашего продукта полностью проверено на международном рынке», - отметили в Kaluga Queen, добавив, что компания поставляет икру лучшим ресторанам Парижа и обслуживает германскую авиакомпанию Deutsche Lufthansa.
Для американских производителей единственный способ не утратить свою конкурентоспособность – разграничить свой продукт по цене и вкусу. Цены на самую дорогую икру более стабильны, отметил Али Болурчи, вице-президент Tsar Nicoulai Caviar, которая выращивает осетровых в искусственных водоемах в Уилтоне, Калифорния.
«Если не брать в расчет рестораны, в мире до сих пор с некоторым негативным оттенком воспринимаются люксовые продукты, производимые в Китае», - добавил Болурчи.
По теме:
Популярность США в мире стремительно падает, а Китая растет
Китай хранит секрет на триллион долларов