Центральные банки не меняют решение в одночасье. Федрезерву, например, понадобилось около тысячи дней, чтобы прийти к политике нейтральной ставки.
Именно столько времени прошло между опубликованной в июне 2016 года статьей «Измеряем нейтральную процентную ставку: международные тренды и детерминанты» и ключевым заседанием Федерального комитета по открытым рынкам 20 марта — это два поворотных момента в пост-кризисной политике центральных банков. В упомянутом документе нынешний глава ФРБ в Нью-Йорке Джон Уильямс с соавторами пришел к выводу, что нейтральные процентные ставки снизились во всех развитых экономиках под влиянием демографии, снижения производительности и ряда других факторов.
Конечно, подобные исследования публиковались и раньше, но это стало важной точкой отсчета: в нем авторы ясно и настойчиво пытались донести мысль о том, что долгосрочные силы меняют параметры нейтральной политики, которая не стимулирует и не подавляет рост.
Уильямс и его коллеги были готовы признать, что нейтральной теперь должна считаться другая политика. В Америке, однако, чиновники не решались понизить планку для своего цикла ужесточения. До мартовского заседания прогнозы ФРС предполагали, что ставка по федеральным фондам должна дорасти до 3%.
Но на прошлой неделе все изменилось. В ЦБ теперь считают, что ставка достигнет верхней границы в 2.6% в течение следующих нескольких лет. Средний прогноз по нейтральной ставке остался на уровне 2.8%, однако он тоже постепенно снижается.
Более того, председатель Федрезерва Джером Пауэлл даже предположил, что ставка может зафиксироваться в диапазоне 2.25%-2.5%, что примерно соответствует оценкам Уильямса. Эта капитуляция означает, что у политиков будет меньше места для маневра в случае необходимости ослабить хватку и стимулировать экономику во время очередной рецессии. В других странах ситуация еще хуже.
Ограниченные возможности
По словам Уиллема Битера из Citigroup, когда грянет новый кризис, Центробанк будет вынужден манипулировать размером баланса, чтобы поддержать экономику. Еврозона и Япония вообще могут войти в рецессию с отрицательными ставками, при этом преждевременное повышение ставок до нейтрального уровня им не поможет.
«Производительность не растет. Стареющее население увеличивает показатели частных сбережений и создает неблагоприятные условия для инвестиций. Скопление капитала в государственном секторе может повысить нейтральную ставку, но потенциал здесь невелик. Например, в США общий государственный дефицит уже зашкаливает, а долговая нагрузка продолжает расти», — отметил Битер.
В другом исследовании говорится о том, что нейтральная ставка не восстановится. Согласно последней работе Уильямса, она увязнет на низких уровнях под влиянием долгосрочных трендов. А в работе Лукасца Рэчела и Лоуренса Саммерса подчеркивается, что без больших дефицитов бюджета в промышленны экономиках установятся отрицательные ставки, скорректированные на инфляцию.
Решение есть
Однако надежда найти решение проблемы низких ставок все-таки есть. Федрезерв уже год проводит исследования, сконцентрированные вокруг политической системы и способов коммуникации с рынками. Не исключено, что они додумаются до чего-то радикального. Хотя, по словам экономистов Pacific Investment Management Co, пока больше шансов получить стратегию эволюции, а не революции. В крайнем случае если монетарная политика не претерпит масштабных изменений, на помощь придет фискальная политика.
В целом наметился сдвиг от идеи фискального аскетизма в сторону поддерживающих и стимулирующих политик. По словам Йоахима Фелса и Эндрю Боллса, растущая поддержка активной экспансионистской фискальной политики будет способствовать формированию более резкого уклона кривой доходности и восходящего давления на инфляцию.
По теме:
Инвесторы пытаются решить уравнение со многими неизвестными
Эксперты: ФРС повременит с повышением ставок
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg