На этом фоне разговоры на тему последствий выхода без сделки не только для самой Британии, но и для Европы и мировой экономики в целом, вышли на первый план — инвесторы вынуждены признать, что беспорядочный Брекзит на следующей неделе не просто не исключен, но и вполне возможен.
Аналитики Goldman Sachs, которые пристально следят за развитием событий с момента проведения референдума, попытались оценить экономический эффект от Брекзита через 2,5 года после голосования, чтобы обрисовать перспективы не только Британии, но и всей Европы в случае выхода без заключения соглашения.
Цифры банка выглядят, мягко говоря, тревожно.
Альтернативная реальность
Для начала, аналитики определили, как неопределенность, возросшая на фоне хаотичных и неэффективных переговоров, заставила бизнес и домохозяйства отложить инвестиции и потребление. Эта модель поведения иллюстрирует противоречивое состояние страны в альтернативной реальности, где избиратели проголосовали за сохранение в составе союза.
Используя эти модели, Goldman подсчитал, что в течение каждой недели после референдума британский ВВП терял 2.4% от ВВП или около 600 млн фунтов. Учитывая, что львиная доля этих (теоретических) потерь относится к деловым инвестициям, банк пришел к выводу, что аналитики недооценили эффект от «политической неопределенности» вокруг Брекзита.
После анализа на основе событий за последние 2,5 года, в течение которых эта неопределенность служила главным раздражителем для британских рынков и инвестиций, эксперты заключили, что в первом квартале этого года рост неопределенности сократил рост инвестиций на 5% в квартальном выражении.
Аналитики обнаружили, неопределенность в первую очередь пагубно влияет на крупные капиталовложения (самолеты, поезда и оборудование) и услуги (отели и рестораны), усиливая угрозу рецессии в промышленном секторе Европы.
Новый шок
Также Goldman обратил внимание на то, как отразились результаты референдума на мировых рынках в целом, где наибольший эффект на себе ощутили наиболее рисковые облигации, особенно в Европе. И поскольку выход без сделки станет экономическим шоком, если основания полагать, что подобная реакция может повториться, несмотря на то, что с тех пор риски, связанные с Брекзитом, затрагивают в основном страны с существенной долей экспорта в Британию.
Выход с заключением соглашения на следующей неделе поддержит британскую экономику. А вот в случае неблагоприятного сценария европейская экономика будет ощущать на себе негативные последствия в течение нескольких лет.
ЕС заявляет, что выход без сделки сейчас является «вероятным» сценарием. Международный бизнес-редактор британской газеты the Telegraph Эмброуз Эванс-Притчард представил анализ потенциальных последствий выхода без соглашения для хрупкой финансовой системы Европы, предупредив, что экономический шок от негативного сценария в период, когда активность в промышленном секторе и без того оставляет желать лучшего, могут повлечь региональный кризис в стиле Lehman из-за нарушений в торговле и их последствий для экономического роста.
ЕЦБ не всесилен
ЕЦБ может снять болезненные симптомы первого шока на финансовом рынке, возобновив покупки облигаций, и снизив доходность итальянских бумаг. Но расправиться с третьей рецессией за последние десять лет он не в силах. Это приведет к кредитному кризису и посеет панику на рынках облигаций стран Средиземноморья (Club Med). По аналогии с банкротством Lehman, сложившуюся ситуацию можно назвать своего рода «леманизацией».
Позиция ЕС по Брекзиту предполагает наличие барьеров (сертификация, отсрочки и т.д.) по импорту компонентов для Airbus для заводов в Тулузе и Гамбурге. Все крылья этих самолетов производятся в Британии, и запасов на сегодняшний день нет.
Airbus уже заявила, что полный разрыв трансграничной торговли приведет к убыткам в размере 1 млрд евро в неделю, а цепочка поставок просто развалится. Около 4 тыс. британских компаний поставляют свыше 100 тыс. авиационных частей.
Что еще хуже, ЕЦБ уже сейчас отступает от своих планов по ужесточению политики, обещая удерживать ставки без изменений как минимум до конца текущего года, а значит, у регулятора ограниченный арсенал инструментов для смягчения последствий негативного сценария.
По теме:
Оптимистично настроенный фунт мешает FTSE 100 расти
Фунт резко вырос на новостях о новом подходе Мэй к Brexit совместно с лидером лейбористов
EY: Брекзит обернулся для Великобритании эмиграцией активов на 1 трлн фунтов