Государственная нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco возвестила о своем появлении на международной финансовой арене на прошлой неделе, опубликовав свой проспект предстоящей эмиссии облигаций и выручив $12 млрд в ходе дебютного размещения долговых обязательств. Тем временем традиционная роль королевства на нефтяном рынке находится под пристальным вниманием инвесторов.
С начала года нефть подорожала на 30%, вернувшись выше отметки $70 за баррель Brent. Причем есть целый ряд причин полагать, что ралли на этом не закончится. Добыча в Венесуэле стремительно падает на сочетании экономического и политического кризисов вкупе с американскими санкциями, которые в ближайшие недели могут ужесточиться.
Иран тоже столкнулся с угрозой ужесточения американских санкций в следующем месяце, а Ливия снова охвачена конфликтом, и глава государственной нефтяной компании предупреждает о скором сокращении производства. Добавим сюда политические протесты в Алжире, которые пока не повлияли на добычу нефти, но определенно несут угрозу для отрасли. Итого — уже, как минимум, за четырьмя странами ОПЕК нужно следить особенно внимательно.
На этом фоне несложно представить себе сценарий, при котором в ближайшие месяцы мировой рынок лишится еще 1 млн баррелей нефти в день, помимо уже потерянных поставок из Венесуэлы и Ирана. Поэтому неудивительно, что цены уже взлетели так высоко, несмотря на беспокойство по поводу замедления мировой экономики.
Важно отметить реакцию Саудовской Аравии на происходящее сейчас на рынке. В ноябре королевство анонсировало сокращение добычи в рамках сделки ОПЕК+, но стало перевыполнять условия соглашения, превышая оговоренные квоты ограничения производства.
На рынке пахнет дефицитом
С ноября объем производства черного золота в Саудовской Аравии сократился с 11 млн баррелей в день до 9.8 млн — более чем на 1.2 млн, что эквивалентно совокупной добыче в Британии. Такое снижение с лихвой превышает цель на уровне 10.3 млн баррелей в день, установленную в рамках соглашения ОПЕК+.
В результате все крупные агентства от Минэнерго США до самой ОПЕК теперь предвещают дефицит предложения на мировом рынке в размере около 400 тыс. баррелей в день. Важно, что цифры основаны на мартовских данных по добыче и не включают потенциальные потери на стороне предложения в ближайшие месяцы. Если с рынка уйдет еще 1 млн баррелей, среди мировых НПЗ начнется жесткая конкуренция за баррели.
«Ралли, спровоцированное геополитическими факторами, может отправить цены даже выше $80 за баррель этим летом», — отмечает стратег RBC Capital Markets Майкл Тран, который ожидает среднюю цену на нефть в этом году на уровне $75 за баррель.
В этой ситуации интересна позиция Саудовской Аравии, которая не скрывает, что жаждет высоких цен на нефть и агрессивно идет к цели. В прошлом году королевство было огорчено, когда нарастило добычу перед введением санкций против Ирана Вашингтоном, который в последний момент удивил послаблениями для ряда покупателей иранской нефти. В результате цены на черное золото обвалились, ударив по экономике саудитов.
Тот факт, что теперь королевство не торопится с решениями, можно понять, несмотря на то, что Трамп не устает требовать, чтобы ОПЕК не допустила чрезмерного роста цен во имя мировой экономики (и своего переизбрания).
Ответственный лидер
Но если Саудовская Аравия хочет позиционировать себя как ответственный лидер нефтяного рынка, то ей придется действовать оперативнее и уже сейчас дать рынкам сигнал о готовности вмешаться в ситуацию, чтобы ограничить последствия потенциального сокращения предложения из-за Венесуэлы, Ирана и Ливии.
Это не означает, что страна должна полностью отказаться от мер по ограничению добычи. Но сигнал о возвращении к выполнению условий в соответствии с соглашением способен успокоить рынки. При этом королевство также сможет замедлить практически неизбежный рост сланцевой добычи в США, который только ускорится, если нефть продолжит движение в направлении уровня $80.
Безусловно, саудиты могут посчитать, что такие шаги не отвечают их лучшим интересам и отдать предпочтение краткосрочной прибыли в ущерб стабильности рынка. Но в период, когда долгосрочные перспективы роста спроса уже находятся под сомнением, демонстрация своей ответственной роли на мировом рынке может добавить очков стране, которая по-прежнему сильно зависима от нефтегазовых доходов.
По теме:
Спрос на нефть упадет, но потом все наладится
Brent может подскочить до $80 уже этим летом
Нефть снижается, но о завершении ралли говорить рано
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times