В четверг лира оказалась лидером снижения среди остальных валют на фоне спекуляций о том, что Центробанк Турции использует заимствованные у коммерческих банков деньги на краткосрочные свопы, чтобы раздуть показатели по своим валютным резервам. Валюта обвалилась на 2%, после чего сократила потери.
Что же на самом деле происходит в Турции?
Какой реальный объем валютных резервов в стране?
Ответ зависит от того, что считать. Чистые международные резервы, по оценкам МВФ, составили на прошлой неделе $28.4 млрд. Но Центробанк утверждает, что чистые цифры искажают данные и вместо этого рекомендует инвесторам оценивать валовые резервы, которые составляют чуть меньше $98 млрд.
Центробанк публикует чистые цифры из-за финансового соглашения, подписанного Турцией с МВФ почти 20 лет назад, пояснил Ибрагим Туран, бывший заместитель главы Центробанка. Он тоже считает, что лучше фокусироваться на валовых показателях, которые включают объемы резервов, которые коммерческие банки держат в ЦБ. Пока резиденты хранят свои валютные сбережения в банках, их часть остается в Центробанке, который может использовать их по своему усмотрению, добавил Туран.
Почему инвесторов так волнуют турецкие резервы?
В течение следующих 12 месяцев Турции предстоит погасить долг в иностранной валюте в размере $118 млрд. Для выполнения этих обязательств потребуется использование буферов Центробанка, если потоки капитала, финансирующие экономику, замедлятся.
В этом году на фоне политической и экономической турбулентности иностранные инвесторы уже вывели с рынка облигаций $1.6 млрд. Внезапное падение резервов в марте спровоцировало самое масштабное внутридневное падение курса лиры со времен прошлогоднего флэш-крэша. Ссылаясь на отток капитала, эксперты JPMorgan Chase & Co. рекомендуют инвесторам избавляться от лиры.
Почему инвесторы не верят цифрам?
В прошлом месяце регулятор начал избыточно заимствовать иностранную валюту у коммерческих банков через аукционы валютных свопов, взамен одалживая банкам лиры. С момента введения свопов резервы устойчиво растут, провоцируя спекуляции о том, что заимствованные деньги используются для создания впечатления об увеличении валютных резервов, когда большая часть денег используется на другие нужды.
За первые три недели после введения валютных свопов чистые резервы выросли на 20 млрд лир, составив на сегодняшнем фиксинге $3.5 млрд. Объем, который Центробанк позаимствовал в этот период, составил чуть меньше $13 млрд. В результате около $9 млрд остаются неучтенными, если верить, что заимствованные объемы равнозначно отражаются в размерах резервов. Если так, для поддержания стабильности чистых резервов Центробанку нужно делать перенос свопов каждую неделю при их истечении.
Где же деньги?
Неизвестно. Более развернутый ответ звучит так: объем, который Центробанк мог использовать для погашения долга в иностранной валюте или продать государственной энергетической компании, которая платит за импорт газа, не дает таких больших цифр.
Это привело к разговорам о том, что ЦБ использует валютный арсенал для оказания поддержки лире. Регулятор обязан анонсировать интервенции на валютном рынке, но не делает этого. По данным Центробанка, последняя такая интервенция проводилась 23 января 2014 года. Поэтому инвесторы гадают, не проводил ли регулятор скрытых интервенций. По словам трейдеров, в последние недели государственные банки продают доллар.
Что говорят инвесторы
По мнению большинства экономистов, Банк Турции должен детально объяснить инвесторам несоответствие в данных по валютным резервам. Доверие к банку из без того уже подорвано после давления со стороны Эрдогана.
Как отмечает Вин Тин, валютный стратег Brown Brothers Harriman & Co., история с резервами — не просто вопрос прозрачности отдельно взятого отчета.
«Основная мысль в том, что в стране продолжает рушиться институциональная структура», — подчеркнул эксперт.
По теме:
Китай, Россия и Турция стали наименее привлекательными странами для богачей