Во время существования Бреттон-Вудской валютной системы континентальная Европа на протяжении нескольких десятилетий не хотела смириться с тем, что Америка могла себе позволить бесконечные дефициты платежного баланса. Французский министр финансов Валери Жискар д’Эстен сетовал на то, что Вашингтон пользуется «необоснованной привилегией» за счет статуса доллара как мировой резервной валюты.
После упразднения Бреттон-Вудской системы поднялась волна беспокойства по поводу возможности Америки получить конкурентное преимущество путем ослабления доллара. В наши дни самыми активными критиками выступают правительства и Центробанки развивающихся стран, предупреждающие о том, что Федрезерв, сосредоточенный на внутренних приоритетах, может создать условия валютной и финансовой нестабильности, особенно сейчас, когда на балансах банков и компаний этих стран находятся существенные объемы долларовых заимствований.
Щедрая доходность
Однако властям и Центробанкам, являющимся держателями официальных резервов в казначейских облигациях США, следует признать один серьезный факт. Даже после недавнего подъема цен, который повлек снижение доходности, трежерис предлагают более щедрую доходность, чем большинство других облигаций в развитых странах за исключением Греции.
Это противоречит аргументу о том, что роль резервной валюты дает Америке доступ к дешевому капиталу за счет масштабных покупок трежерис иностранными инвесторами. В относительном выражении рынок казначейских облигаций выглядит привлекательным для других стран, тогда как еще один источник негодования — сеньораж (доход, получаемый государством через увеличение количества денег в обращении, т.е. наращивание денежной массы), в целом считают тривиальным.
Многих интересует вопрос: как долго рынок американских облигаций будет наслаждаться этим преимуществом? Отвечать на него следует через призму политики Трампа проциклического снижения налогов и необходимости финансирования крупных структурных дефицитов бюджета в ближайшие годы. По данным Института международных финансов, на долю США приходится почти треть мирового государственного долга в размере $65 трлн. Долг на уровне 104% от ВВП поднимает вопрос его устойчивости в других странах.
Впрочем, это не безотлагательная проблема, поскольку Штаты платят более низкий процент по долговым обязательствам по сравнению с темпами роста номинального ВВП. На сегодняшний день МВФ прогнозирует рост реальной экономики США на уровне 23% с 2%-ной инфляцией, что намного выше, чем средняя процентная ставка в размере 2.6% по непогашенным номинальным казначейским бумагам.
Америка — не Италия
При прочих равных можно предположить, что американское правительство может выпускать долговые обязательства и снижать соотношение долга к ВВП без последующего повышения налогов. Но что если настроения инвесторов изменятся? В Италии соотношение долга к ВВП составляет 132%. Несмотря на то, что доходность ее 10-летних облигаций ниже, чем доходность трежерис, ставка превышает рост номинального ВВП, который, по оценкам МВФ, составляет 0.1% с инфляцией на уровне 0.8%. Это ставит страну в затруднительное положение, которое сопровождается рисками порочного круга, как отметил МВФ в своем последнем прогнозе по мировой экономике. Таким образом, балансы итальянских банков отягощаются из-за избыточной экспозиции на госдолг, что представляет собой потенциальную системную проблему.
Конечно, Америка не Италия. И вера в казначейские бумаги США в качестве самых безопасных в мире активов крепка. Сохранение долларом статуса главной резервной валюты несмотря на сокращение доли Штатов в мировой экономике говорит об исключительной ликвидности рынка трежерис и успешном контроле ФРС над инфляцией с середины 1980-х годов.
ФРС — кредитор последней инстанции
Финансовый кризис показал глубину этой веры устойчивостью доллара и долговых расписок, выпускаемых правительством. Несмотря на тот факт, что Америка оказалась в эпицентре этого водоворота, который поставил под угрозу мировую финансовую систему и мировую экономику, инвесторы все равно воспринимали доллар и трежерис как островок безопасности.
При этом необходимые способности для управления главной мировой резервной валютой относительны. Американская экономика показывает наиболее энергичный рост среди крупных развитых стран, а ее крупные банки выделяются более устойчивой капитализацией. Столкнувшись с серьезным кризисом в 2008-2009 годах, Федрезерв действовать как международный кредитор последней инстанции, предоставляя доллары через валютные свопы с другими Центробанками, которые получили возможность предоставлять займы банкам, нуждавшимся в долларовом финансировании. Выходит, что эта привилегия является не экстраординарной, а справедливой, и в обозримом будущем она никуда не исчезнет.
По теме:
Аналитики назвали причины укрепления курса доллара
Курс доллара против 6 основных конкурентов вырос до максимума с июня 2017 года
Курс доллара против 6 основных конкурентов вырос до максимума с июня 2017 года
Подготовлено Profinance.ru по материалам издения The Financial Times