Валюта Турции упала до самого низкого уровня с октября, в то время как ее облигации также оказались под давлением после решения избирательного совета страны аннулировать выборы мэра в Стамбуле, что обострило опасения инвесторов. Во вторник лира упала на 1.7%, доведя ее до TL6.1961 к доллару США, продлив снижение понедельника и вернувшись к уровням, невиданным с момента последнего валютного кризиса, который произошел летом 2018 года. Падение вторника увеличило размеры падение за последние два дня до 3.34%, показывают данные Refinitiv.
За последние несколько месяцев аналитики и инвесторы стали все больше беспокоиться об экономике и финансах Турции. Снижение валютных резервов страны, сомнения в готовности центрального банка к дальнейшим действиям по борьбе с инфляцией и высокий уровень краткосрочного долга — все это давит на настроения. Но решение властей аннулировать результаты голосования, в результате которого оппозиционный кандидат занял ключевой пост в Стамбуле, еще сильнее нервирует участников рынка.
«Это решение наносит драматический удар по верховенству права и ослабляет демократические стандарты в Турции», — сказал Кристиан Маджио, глава стратегии развивающихся рынков TD Securities.
Государственный долг Турции также находится под давлением. Доходность 10-летних бумаг, деноминированных в долларах, со сроком погашения в 2029 году выросла на 13 базисных пунктов (0.13 процентных пункта) до 8.017%, что отражает падение цен. Между тем, стоимость страхования долга Турции от дефолта с использованием пятилетних дефолтных свопов также подскочила до самого высокого уровня с конца марта, показывают данные Markit. Базовый индекс фондового рынка Borsa Istanbul 100 упал на 2.1%, а подиндекс турецких банков — на 3%. Рынок Великобритании, основной оффшорный центр для торговли турецкими активами, был закрыт в понедельник на государственный праздник, то есть вторник был первым шансом для многих иностранных инвесторов отреагировать на последние события.
Избирательная комиссия страны в понедельник отменила результаты выборов мэра Стамбула, на которых победил главный оппозиционный кандидат от Республиканской народной партии (РНП) Экрем Имамоглу. Правящая Партия справедливости и развития (ПСР) президента Реджепа Тайипа Эрдогана оспорила результат, заявив о мошенничестве с избирателями и других нарушениях. Высший избирательный совет Турции, в котором доминирует ПСР, лишилг-на Имамоглу его мандата и назначил повторное голосование на 23 июня. Глава оппозиционной партии «Добро», поддержавшей господина Имамоглу, Мерал Аксенер заявил, что решение об аннулировании голосования равносильно «воровству».
Пол Макнамара, менеджер долговых портфелей развивающихся рынков в GAM, добавил, что Стамбульское решение может «способствовать некоторому бегству капитала, поскольку возможности для тех, кто не согласен с Эрдоганом, сокращается». Однако он сказал, что эта новость не вызовет «массовых изменений» в настроениях, поскольку многие инвесторы уже допускали, что «ПСР не допустит демократии, если они проиграют выборы».
«На периферии это делает политически непопулярные, но необходимые вещи более сложными, но пресса и избирательная свобода там и так уже довольно минимальны», — сказал он.
Рейтинговое агентство Fitch заявило в конце прошлой недели, что имеет отрицательный прогноз по кредитному рейтингу Турциииз-за «слабых показателей текущего счета, который нуждается в большом внешнем финансировании, низких золотовалютных резервов и большого внешнего долга, высокой инфляции, экономической волатильности, а также политических и геополитических рисков".
Financial Times, Адам Самсон в Лондоне и Эйла Джин Якли в Стамбуле