На фото: электромобили заряжаются на парковке в Осло (Карлос Браянт/Flickr)
По итогам первого квартала потребление бензина в Норвегии упало на 5.5% в годовом выражении, тогда как спрос на дизель сократился на 1.6% г/г, а на нефть — почти на 1% г/г. Если снижение потребления дизеля в целом согласуется с общей картиной в ЕС, где он упал на 1.8% г/г на фоне целенаправленной политики, направленной на сокращение выбросов, то динамика спроса на бензин в Норвегии привлекает куда больше внимания. Аналитики ожидают, что тенденция получит развитие, и в ближайшие годы падение спроса на бензин может ускориться.
Виной всему политика правительства Норвегии, которое поставило цель к 2025 году полностью прекратить продажу легковых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Её результатом стало то, что норвежский рынок электромобилей оказался одним из наиболее динамичных — продажи здесь в 2018 году выросли на 17%, при этом в четвертом квартале на них пришлось 57% всех продаж автомобилей в стране. Даже при прекращении продаж авто с ДВС к 2025 году электромобили на дорогах Норвегии останутся в меньшинстве и полная смена парка потребует еще несколько лет. Однако политика по стимулированию спроса на «зелёные» авто определенно работает — в отношении них не применяется налог на добавленную стоимость, который в Норвегии составляет 25%, собственники могут не платить за проезд по платным трассам, а также могут бесплатно заряжать свои авто на общественных станциях.
В Германии начали запрещать дизельные авомобили
Число электромобилей в Европе превысило отметку в 1 млн
WoodMac: электромобили убьют спрос на нефть, но это будет позднее