В докладе Еврокомиссии отмечается, что Италия не добилась достаточного прогресса в сокращении долга в соответствии с финансовыми правилами Союза, и что дисциплинарные меры вполне «оправданы». Этот шаг приведет к эскалации конфликта вокруг бюджета страны, который встревожил рынки в конце 2018 года. Более того, возможно, он послужит предупреждением для популистских лидеров Италии, особенно вице-премьера Маттео Сальвини, который пообещал изменить бюджетные правила ЕС.
На фоне таких новостей итальянский фондовый индекс FTSE MIB упал на 0.7%, а банки, включая UniCredit и Intesa Sanpaolo, столкнулись с одним из сильнейших спадов. Итальянские облигации упали после публикации доклада, а разница в доходности 10-летних казначейских облигаций по сравнению с немецкими облигациям (а это важный показатель риска в стране) достигла 280 базисных пунктов — что более чем в два раза выше уровня, установившегося после формирования правительства Лиги пяти звезд.
«Государственный долг Италии остается основным источником уязвимости для экономики», — говорится в докладе Комиссии.
Отношение долга страны к ВВП «в 2019 и 2020 годах превысит 135% из-за эффекта „снежного кома“, связанного с ростом долга, снижения первичного профицита и недостаточных доходов от приватизации».
«Хотя в краткосрочной перспективе риски рефинансирования остаются незначительными, большой государственный долг по-прежнему ставит под угрозу экономику Италии», — добавили в комиссии.
Первый шаг
Эта мера — лишь один из этапов сложного процесса, который заставит правительства ЕС задуматься. Хотя штраф будет относительно небольшим, взыскание со стороны ЕС может создать дополнительные проблемы для Италии, которая и так пострадала из-за реакции финансовых рынков и напряженности между Движением пяти звезд и Лигой, которым удалось сформировать слабую правящую коалицию.
Финансовым руководителям ЕС также нужно определиться, согласны ли они с предложением Комиссии — вероятно, это произойдет на следующем заседании в начале июля. Тогда комиссия должна будет в течение 20 дней решить, следует ли требовать от Италии «беспроцентный вклад» в размере примерно 3.5 млрд евро, что составляет 0.2% от валового внутреннего продукта. Если Италия не выполнит рекомендации ЕС по сокращению долга, она может столкнуться с более жесткими санкциями.
Хотя ЕС инициировал такие процедуры в отношении других стран, он никогда не делал этого из-за чрезмерной задолженности. Он также никогда не штрафовал страны, предпочитая другие санкции для государств, нарушающих фискальные правила.
Даже если Италия в конечном итоге избежит финансового наказания, сам факт дисциплинарного производства омрачает перспективы ее участия в делах ЕС и может уменьшить влияние итальянского правительства: начиная с борьбы за места в совете Европейского центрального банка и заканчивая возможностью вести переговоры в Брюсселе.
Марко Занни, глава дипломатической службы в партии «Лига», считает, что действия комиссии политически мотивированы и снова призвал изменить правила ЕС.
«Нас не беспокоит данная процедура, мы будем работать над тем, чтобы экономические правила ЕС больше не использовались в политических целях, — заявил Занни. Если посмотреть на цифры, то среди стран, которые читают нравоучения Италии, многие сами не соблюдают правила».
Правила ЕС
Подобное решение Брюсселя — дилемма для Сальвини и заместителя председателя Совета министров Луиджи Ди Майо, которые правят бал в Риме. Сальвини и Ди Майо придется решить, насколько проигнорировать решения Брюсселя при формировании бюджета на 2020 год.
Это также может усилить напряженность в коалиции. Сальвини настаивал на пересмотре правил ЕС после того, как премьер-министр Джузеппе Конте, который угрожал уйти в отставку, если Сальвини и Ди Майо не прекратят пропаганду, заявил, что правила «будут действовать до тех пор, пока нам не удастся их изменить».
В докладе комиссии говорится, что Италия добилась лишь незначительного прогресса в борьбе с уклонением от уплаты налогов, а также в обеспечении доступа к финансированию.
«Не удалось добиться прогресса ни по одному из следующих вопросов: уход налогообложения от производственных факторов, уменьшение доли пенсий по старости в государственных расходах (в действительности страна даже не выполнила все обязательства в этой области), сокращение сроков судебного разбирательства в гражданском судопроизводстве и решение вопросов, связанных с ограничением конкуренции», — отметили в комиссии.
В 2018 году коэффициент задолженности в Италии вырос до 132.2%, а в соответствии с текущими планами Рима он достигнет 133.7% от ВВП в этом году и 135.2% в 2020 году. Комиссия прогнозируют более высокое соотношение долга и ВВП по сравнению с расчетами итальянского правительства.
Специалисты предупреждают, что Италия может столкнуться с ростом «отказа финансовых рынков от риска» из-за постоянной необходимости пролонгировать кредиты, что может усилить волатильность облигаций и увеличить расходы на обслуживание долга.
Согласно правилам ЕС, дефицит бюджета страны не должен превышать 3% от ВВП, а ее долг не должен превышать 60% от объема производства; любая страна, выходящая за эти рамки, должна установить целевые показатели, чтобы показать, что она движется в правильном направлении.
Несмотря на то, что итальянский дефицит находится в пределах 3%, комиссия потребовала от страны сокращения долговой нагрузки, которая составляет 130% от ВВП и уступает только Греции. Комиссар ЕС по экономическим и финансовым вопросам Пьер Московичи заявил, что ЕС готов учесть любые новые данные, которые могут изменить текущие результаты анализа.
«Я готов к переговорам», — заявил Московичи.
По теме:
ЕЦБ обсудил снижение ставок и возврат к количественному смягчению
Италия снова заговорила об альтернативной валюте
Италии грозит штраф в 3.5 млрд евро
Евро подешевел, поскольку Италия заявила, что готова проигнорировать бюджетные правила ЕС