Дипломаты, собравшиеся в Рованиеми для обсуждения состояния Северного полюса, были удивлены позицией Соединенных Штатов. В своем выступлении на заседании Арктического совета госсекретарь США Майк Помпео резко высказался по поводу роста экономической активности Китая на Северном полюсе и потенциальной милитаризации его проектов. Арктический совет является главным межправительственным форумом по решению вопросов, связанных с устойчивым развитием и защитой окружающей среды в Арктике, однако в его полномочия не входит обеспечение безопасности. Поэтому замечания Помпео показались странными и породили серьезные сомнения. Насколько амбиции Китая угрожают стабильности Северного полярного круга?
Китайские инвестиции
Некоторые китайские инвестиции были одобрены региональными игроками: среди них — Арктическая научная обсерватория, построенная совместными усилиями Китая и Исландии. По словам Халлдора Йоханнссона, заместителя председателя нового исследовательского центра, расположенного в Северной Исландии, все расходы полностью взяло на себя китайское правительство. Первоначально обсерватория была предназначена для наблюдения за северным сиянием, но обе стороны уже договорились расширить ее деятельность. Несмотря на подозрения в отношении инвестиций китайского миллиардера в 2011 году, отношение Исландии к научному сотрудничеству с Китаем остается нейтральным, и обсерватория была открыта в октябре 2018 года.
Таяние ледников открывает новые возможности для освоения природных ресурсов в Гренландии. Китайские компании участвуют в шести различных проектах, включая партнерство с австралийской компанией по добыче урана и редкоземельных минералов, что поможет удовлетворить растущий спрос на эти элементы в Китае. Несмотря на экологические проблемы, международное сотрудничество в области добычи природных ресурсов может уменьшить нынешнюю зависимость Гренландии от датских субсидий.
Однако в других случаях китайские инвестиции вызывают опасения. Малонаселенная Гренландия занимает большую территорию, и поэтому для перевозки грузов и людей используется авиация. Когда в 2017 году две китайские компании подали заявку на участие в государственном тендере на строительство трех аэропортов, их заявка на модернизацию инфраструктурной сети острова вызвала опасения в датском парламенте в связи с возможным захватом острова Китаем. Чтобы предотвратить попадание Гренландии в потенциальную «долговую ловушку», Дания сама предложила финансировать проекты.
Недавно открытый исследовательский центр в шведском городе Кируна также стал объектом повышенного внимания после того, как в Шведском агентстве оборонных исследований заявили, что китайские военные могут нарушать правила мониторинга при работе в центре. В январе 2019 года открылась первая китайская спутниковая наземная станция, которая предназначена для улучшения приема спутниковых данных. Тем не менее, размытая граница между гражданской и военной сферой в космических исследованиях Китая означает, что нельзя исключать возможности применения новой спутниковой базы в военных целях. Именно из-за этого Америка противится растущему присутствию Китая на Северном полюсе.
Просто бизнес?
Подобные инвестиции свидетельствуют о желании Китая стать «великой полярной державой» — термин, впервые использованный Си Цзиньпином в 2014 году. Его планы по освоению полярных регионов стали приобретать более четкие очертания с января 2018 года, когда информационное бюро Госсовета выпустило правительственный документ под названием «Арктическая политика Китая». В этом документе описываются некоторые экономические и научные интересы Китая в Арктике, однако не упоминаются долгосрочные военные и стратегические цели.
В частности, в документе содержится призыв к международному сотрудничеству для разработки нового судоходного маршрута через Арктику. Новый маршрут под названием Северный морской путь позволяет сократить время доставки груза на 15 дней за счет прохождения по российским территориальным водам, откуда суда попадают в моря Западной Европы. С 2013 года китайская судоходная компания COSCO выполнила 22 коммерческих рейса, и, согласно прогнозам, в ближайшие годы объем грузоперевозок будет увеличиваться.
Кроме того, особое внимание уделяется потенциальной добыче природных и биологических ресурсов. Помимо деятельности в Гренландии, Китай также участвует в совместном российско-китайском предприятии по добыче сжиженного природного газа на Ямале. После недавних перестановок в марте 2018 года Китайская арктическая и антарктическая администрация стала подчиняться непосредственно новому Министерству природных ресурсов. Это подчеркивает особую важность, которую китайское правительство придает потенциальному использованию Арктики в экономических целях.
Хотя во внешней политике Китая на крайнем севере доминируют коммерческие интересы, судя по всему, не меньшее значение, придается и другим планам. Например, китайские исследователи считают Арктику индикатором изменения климата, что может оказать непосредственное влияние на национальную безопасность Китая. К тому же повышение уровня моря угрожает наводнением в китайских прибрежных районах, включая высокоразвитую дельту реки Чжуцзян. И хотя правительство воздерживается от комментариев по поводу военных вопросов, ученые из Народно-освободительной армии продолжают обсуждать геостратегические последствия таяния ледников.
На пути к новым вершинам
Однако регулирование деятельности в Арктике — крайне сложный процесс: вместо единого режима в регионе действует множество международных договоров. Хотя Арктический совет имеет определенное влияние, действующая нормативно-правовая база используется в интересах пяти прибрежных государств — это Канада, Дания, США, Россия и Норвегия. Подписав Илулиссатскую декларацию в 2008 году, эти страны заявили о своем первенстве в Арктике, препятствуя созданию всеобъемлющего Арктического договора.
Невзирая на опасения китайских ученых по поводу исключительного характера нынешнего режима, чиновники избегают публичных заявлений. Вопреки ограничениям, которые нынешний режим накладывает на Китай, действующие договоры дают ему некоторую свободу действий для реализации своих интересов. Поэтому Китай, вероятно, будет настаивать на международном сотрудничестве в этих областях. Он будет стремиться избежать усиления безопасности в регионе. Инвестиции в науку, как, например, в Исландии, позволяют наладить связи с потенциальными арктическими союзниками и собственными соседями: с 2013 года Китай, Япония и Корея проводят ежегодные саммиты по сотрудничеству в Арктике.
Поскольку Арктический совет основное внимание уделяет изменению климата, Китай пока остается вне его поля зрения. Сейчас его деятельность на Крайнем Севере ограничена. Милитаризация китайских проектов маловероятна в обозримом будущем, поскольку страна продолжает налаживать связи с ключевыми заинтересованными сторонами в регионе. Однако нельзя исключать военного использования гражданских технологий, и эта неопределенность может усилить враждебность Соединенных Штатов по отношению к политике Китая за рубежом. Подобно беспокойству, связанному с использованием китайской технологии 5G, вполне вероятно, что расширение деятельности китайских предприятий в зоне Северного Ледовитого океана может стать еще одним фактором, способствующим росту недоверия между двумя странами.
По теме:
Россия делает ставку на изменение климата
«Новатэк» продаст долю в Арктик СПГ-2 китайцам
Между США и Китаем грядет схватка за редкоземельные элементы