По оценкам Morgan Stanley, в регионах на долю которых приходится почти половина мирового спроса на нефть, показатели снижались в марте и апреле относительно значений прошлого года. Различные индикаторы, включая прибыль от производства пластмасс, устремились вниз, а рентабельность нефтеперерабатывающих предприятий в Европе достигла многолетнего минимума.
Также слабеет поддержка со стороны физического рынка — одного из самых узких за последние годы — премия, которую НПЗ платят за немедленные закупки, быстро снижается. Примечательно, что такая ситуация сложилась на фоне сокращения объемов добычи странами ОПЕК+, американских санкций в отношении таких крупных производителей, как Иран и Венесуэла, и беспрецедентной остановки российского гигантского нефтепровода "Дружба«ю Аналитики склонны делать медвежьи прогнозы на потребление нефти в этом году. Исчезающий спрос
В прошлом месяце Международное энергетическое агентство (МЭА) понизило оценки по темпам роста потребления нефти в первом квартале; следующий прогноз будет опубликован в эту пятницу.
«Прогнозы по спросу на 2019 год нереалистичны», — уверен Марк Маклин, управляющий директор Commodities Trading Corp. в Лондоне, консультирующий по вопросам стратегий хеджирования. «Китайская экономика сбавляет обороты быстрее, чем ожидалось, при этом торговая война также оказывает на нее существенное неблагоприятное влияние. Европа в этом году тоже вряд ли отличится высоким спросом, и в США есть проблемы».
Дешевеет не только нефть
Акции все еще неплохо держатся в этом году, несмотря на торговую войну. Однако другие сегменты финансового рынка уже начинаю поддаваться панике. Государственные облигации пользуются спросом: доходность по 10-летним американским бумагам упала более чем на 1% относительно ноябрьских максимумов, потому что трейдеры ищут укрытие в безопасных активах.
Другие широко признанные убежища тоже на подъеме. В частности, цены на золото протестировали максимальный уровень с апреля прошлого года, а японская иена приблизилась к самым высоким уровням за текущий год.
Политикам в странах-производителях тоже не чужды опасения по поводу спроса на нефть. На этой неделе и Саудовская Аравия, и Россия обсуждали необходимость продления срока действия соглашения о сокращении объемов добычи, поскольку слабое потребление может привести к снижению цен на нефть под отметку 40 долларов за баррель. Нефть сорта West Texas Intermediate на прошлой неделе перешла в медвежий рынок, а сегодня продавалась по цене около 52 долларов за баррель.
Мрачные прогнозы
Международное энергетическое агентство ожидает, что в этом году потребление нефти вырастет на 1.3 миллиона баррелей в день, однако аналитики на Уолл-стрит настроены куда менее оптимистично. В Morgan Stanley считают, что рост не превысит 1 млн баррелей в день, а JPMorgan Chase & Co. ограничились прогнозом в 800 тыс. баррелей. Это самый низкий показатель роста с 2011 года. Согласно данным МЭА, темпы роста спроса менее чем 600 тыс. баррелей станут самыми низкими за весь период с 2009 года.
Прогнозы также омрачаются торговым конфликтом между США и Китаем. Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует, что в 2019 году он не превысит 3.4%. По словам Каролины Бейн, старшего экономиста по сырьевым рынкам в Capital Economics, этот спад не замедлит отразиться на стоимости нефти.
«Объемы мировой торговли сокращаются, и никакого улучшения не предвидится, что негативно повлияет на спрос на нефть», — отметила эксперт.
Дизельный мрак
Падение спроса в первую очередь затронет дизельные продукты, такие как газойль. За последние несколько недель структура рынка значительно ухудшилась, а это, по словам Стива Сойера из Facts Global Energy, свидетельствует о том, что трейдеры ждут профицита.
И все же надежда еще есть. Спрос на самолетное топливо останется высоким благодаря развитию сегмента воздушных перевозок. Сойер считает, что новые правила, ограничивающие допустимый процент содержания серы в выхлопных газах даст необходимый толчок росту спроса на нефть к концу года.
Однако более легкие продукты все еще вызывают беспокойство. Рентабельность производства нафты в Европе, которая затем используется для производства бензина или пластика, упало к минимальным значениям с 2012 года. В Азии прибыли от производства этого продукта также существенно снизились, повлияв на общую рентабельность нефтепереработки в некоторых регионах.
«Спрос особенно слаб в Азии», — отмечает Оливье Якоб, управляющий директор консалтинговой компании Petromatrix GmbH в Цюрихе. «А ведь этот регион считается главным источником роста спроса».
По теме:
Перспективы рынка нефти на 2020 год резко ухудшились
Россия и Саудовская Аравия занимают единую позицию по рынку нефти
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg