Вторжение Facebook в индустрию платежей и денежных переводов было лишь вопросом времени. Во вторник технологический гигант опубликовал программный документ по своему новому проекту под названием Libra — новая «криптовалюта» и платежная инфраструктура на основе блокчейна.
Справедливости ради стоит отметить, что запуск новой платформы оказался не таким гладким, как мог надеяться Facebook. Директивные и регулирующие органы обрушились с критикой на инициативу компании, не поддержав ее идею. Французский министр финансов Бруно Ле Мари подчеркнул, что Libra не позволят вытеснить поддерживаемые государством валюты; глава Банка Англии Марк Карни предупредил, что платформа может мгновенно стать системной, а значит, подвергнется повышенному вниманию регуляторов.
Если отбросить все разговоры подобного рода, то можно заметить два любопытных факта. То, что предложила Facebook, на самом деле гораздо проще, чем говорит сама компания. Она всего лишь предлагает новую технологию для упрощения платежей. В то же время корпорация намекает на гораздо более амбициозные планы, упоминая о кредитовании, доступе к капиталу и умным контрактам.
Начнем с того, насколько скромно выглядит первоначальный продукт. Здесь важно заметить, что Libra — это не валюта и не криптовалюта. Это единица учета, определяемая как взвешенная корзина реальных (еще не уточненных) валют. Новая технология, о которой говорят Facebook и ее партнеры, позволит людям совершать платежи, выраженные в единицах этой корзины. Сам функционал не отличается от того, что сегодня делают банки, компании-эмитенты кредитных карт или PayPal, а технология не будет сопровождаться анонимностью или децентрализацией, которая привлекает людей на рынок криптовалют.
LibraCoin: как это будет работать
Однако это не значит, что в Libra нет никакого смысла. С точки зрения бизнеса, компания, безусловно, хотела бы проникнуть в платежную индустрию, хотя, по большому счету, обществу неинтересны коммерческие победы Facebook. Напротив, нынешняя репутация компании показывает, что она не станет злоупотреблять своим доминирующим положением, которого она определенно может достичь в сфере платежей.
И вот мы подошли к сути дела с социальной точки зрения. Индустрия платежей и переводов на сегодняшний день функционирует недостаточно хорошо. В бедных странах платежные системы до недавнего времени были ужасно неэффективными, хотя, как показывают примеры Кении и Индии, резкий скачок к передовым технологиям системы мобильных электронных платежей возможен. Трансграничные платежи остаются непомерно дорогими и медленными для розничных пользователей, даже в богатых странах. И при этом до сих пор нет достойной системы цифровых кошельков, которая могла бы сделать онлайн-микроплатежи безопасными и простыми.
Не лучшая репутация
Существуют проблемы, которые нынешние национальные и глобальные платежные системы, где доминируют банки и компании-эмитенты кредитных карт, не смогли (или не захотели) разрешить. Можно усомниться в способности Facebook исправить ситуацию, учитывая, что над компанией многие заслуженно насмехаются. К примеру, за заявления такого рода: «Через какое-то время мы надеемся предложить дополнительные сервисы физлицам и бизнесу, включая оплату счетов одним нажатием кнопки или покупку чашки кофе через сканирование штрих-кода».
Если создатели Libra не осознают, что все это уже есть в большинстве стран с качественным управлением, можно задаться вопросом: какой же вклад они могут внести? В свете этого инициатива все больше выглядит как «захват территории».
У Facebook есть огромное преимущество над другими провайдерами платежных услуг. У социальной сети более 2 млрд пользователей и множество потенциальных клиентов, имеющих доступ к Facebook, но не имеющих доступа к стандартным платежам или денежным переводам. Просто потому, что Facebook облегчит пользователям доступ к Libra в сравнении с конкурентами и аналогичными сервисами, многие будут пользоваться этой платформой. Но это классический случай злоупотребления влиянием на рынке — использование доминирования на одном рынке для достижения господства на другом.
В странах со слабыми валютами вездесущность Facebook может даже склонить людей к вложению долларов в Libra, что приведет к сокращению использования национальной валюты в целях учета и оформления счетов. Это серьезно усложнит ситуацию с монетарной политикой и стабильностью.
Скрытые намерения
И это не единственная проблема. Даже если Facebook позиционирует свой проект не как валюту, а как сеть для платежей и переводов, компания афиширует невинность своих планов, но при этом не признает, что инициатива включает регулируемый вид деятельности с привлечением депозитов, который сложно осуществить через национальные границы даже в пределах Евросоюза.
"Передвижение денег по всему миру должно быть таким же простым и малозатратным, как отправка текстового сообщения, независимо от места вашего проживания, утверждает Facebook. Неужели компания не знает, что правительства располагают законными основаниями и полномочиями ограничивать или отслеживать потоки финансов в своих экономиках?
Но больше всего беспокоит следующее: то, что зарождается как простая единица учета или депозитный токен, может быстро превратиться в реальную валюту. Нормальные деньги создаются, когда лицензированный банк выпускает долговые обязательства — в этом случае денежная масса не обеспечивается ценными резервами, если только регуляторы не заставляют банки делать это. Facebook хочет выпускать долги в Libra, но при этом не горит желанием быть регулируемой по типу банка. Даже если так, как остановить другие компании, которые тоже захотят выпускать долговые обязательства в Libra, если она станет доминирующей единицей учета?
В планах Facebook замаскировано не только желание захватить банковскую индустрию, но и стремление к приватизации монетарной политики — демографически неприемлемая перспектива в принципе.
Старая пословица гласит: благими намерениями вымощена дорога в ад. Возможно, это как раз тот случай. Наилучший способ заблокировать эту дорогу — разрешение регуляторами и Центробанками реальных проблем, выявленных Facebook. В этом легко могут помочь электронные валюты Центробанков. Но правительства не торопятся с этим, отчасти из уважения к существующей банковской индустрии. Однако у них уже практически не осталось оправданий. В конце концов, выбор между государственными услугами и услугами Facebook очевиден.
По теме:
Visa, Mastercard, PayPal и Uber, вложились в криптовалюту Facebook