В понедельник Управление торгового представителя США сообщило, что в рамках продолжающегося спора о субсидировании авиационной промышленности рассматривает введение тарифов на дополнительны 89 позиций с ежегодным торговым объемом в $4 млрд, включая сыр, пасту, виски, металлы и химическую продукцию. В апреле Вашингтон начал процесс введения тарифов в отношении ЕС в споре в рамках ВТО, касающемся субсидирования Евросоюзом производства самолетов гражданской авиации.
Теперь, когда офис торгового представителя США анонсировал новые пошлины, под рассмотрением находятся тарифы на экспорт в объеме около $21 млрд. Администрация Трампа позиционирует эти пошлины как отдельную операцию от других мер торговой политики, ссылаясь на спор вокруг субсидий и подчеркивая, что это не имеет отношения к оказанию давления на Брюссель для заключения полномасштабной торговой сделки.
Прошлым летом глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и Трамп договорились обсудить торговое соглашение, но с тех пор не добились значимого прогресса в переговорах. Даже если спор вокруг Airbus-Boeing рассматривается отдельно от других торговых вопросов, угроза новых тарифов не способствует успехам в переговорах.
Америка отстаивает свои интересы в споре с ЕС в рамках ВТО с 2004 года. В прошлом году организация подтвердила решение, принятое в 2016 году, согласно которому, Евросоюз незаконно субсидировал корпорацию Airbus. ВТО обнаружила, что обе стороны несправедливо субсидируют свою гражданскую авиацию, и позднее в этом году может принять решение, которое позволит Америке и ЕС ввести взаимные пошлины в качестве контрмер в ответ на несправедливые субсидии. Также организация определит масштаб ущерба от субсидий, который и определит допустимый размер пошлин.
Эти тарифы отличаются от большинства других мер, принимаемых администрацией Трампа, поскольку будут введены только после официального постановления ВТО, а не просто по инициативе Вашингтона. К примеру, пошлины в отношении Китая, основаны на расследовании США в отношении практик КНР в сфере интеллектуальной собственности, которое послужило юридическим обоснованием для введения тарифов на импорт в размере $250 млрд.
Некоторые из мер администрации не пользуются поддержкой, тогда как в случае с расследованием ВТО в отношении Airbus введение мер поддерживает Boeing. Когда пошлины были впервые анонсированы в апреле, производитель самолетов высказался в пользу попыток торгового представителя восстановить справедливость.
Эксперты в ВТО не ожидают, что окончательные масштабы допустимых тарифов будут такими большими, как предполагают США и ЕС. В финальном списке пошлин торгового представителя США «будет учитываться отчет ВТО о допустимых контрмерах, разрешенных организацией». Пред введением пошлин ведомство проведет публичные слушания 5 августа, когда компании представят свои доклады.
По теме:
Тарифы Трампа меняют ландшафт мировой торговли
The Economist: торговая война уже причинила мировой экономике невосполнимый ущерб