Через 2.5 месяца после введения Белым домом запрета на покупку иранской нефти, черное золото из попавшей под санкции страны продолжает переправляться в КНР, где его помещают в таможенное хранилище, сообщают осведомленные источники. Эта нефть не пересекает местные таможенные границы и не появляется в китайских данных по импорту, а значит, теоретически не нарушает американских санкций, но представляет угрозу для мирового рынка.
Эти запасы могут надавить на цены, если китайские НПЗ начнут перерабатывать накопившуюся нефть, даже в условиях дальнейшего ограничения добычи ОПЕК+ на фоне замедления роста крупнейших экономик. Также это позволяет Ирану продолжать добычу и подталкивать свою нефть ближе к потенциальным покупателям.
«Иранская нефть поступает в китайские порты уже несколько месяцев, и потоки продолжаются, несмотря на то, что уже обратили на себя внимание. И производителя можно понять, поскольку накопление запасов ближе к ключевым покупателям определенно выгодно для продавца, особенно если на определенном этапе Америка смягчит санкции», — комментирует Рейчел Ю, аналитик консалтинговой компании FGE в Сингапуре.
Причем, как показывают данные Bloomberg, объемы иранской нефти в портах КНР могут увеличиться. По меньшей мере десять огромных и два более мелких танкера, которыми владеет национальная нефтяная компания Ирана, направляются в КНР или находятся вблизи ее границ. Совокупная вместимость этих судов превышает 20 млн баррелей.
Большая часть иранской нефти, хранящейся в портах Китая, все еще принадлежит Тегерану и, соответственно, не нарушает американских санкций. Баррели не пересекали таможню КНР и теоретически находится в стадии транспортировки.
Однако частью этой нефти владеют китайские предприятия, которые могли получить ее в рамках программы «нефть в обмен на инвестиции». На самом деле неясно, является ли такая схема нарушением санкций, поэтому китайские компании держат нефть в таможенных хранилищах, чтобы избежать официальной проверки, которая может последовать за регистрацией на таможне.
Отсутствие ясности
Накопление иранской нефти в таможенных хранилищах Китая еще привлечет внимание Вашингтона. Напомним, послабления для некоторых покупателей нефти у Тегерана истекли 2 мая и не были продлены.
На данный момент нет никаких исключений для импорта иранской нефти, и любая страна, которая будет покупать черное золото у Тегерана, автоматически нарушит санкции, о чем предупредил представитель администрации Трампа, пожелавший остаться неизвестным.
«Сейчас Америке предстоит определить, как квалифицировать попытки нарушения санкций», — говорит Мишель Мейдан из Оксфордского института энергетических исследований.
По имеющимся данным, с января по май включительно Китай получил около 12 млн тонн иранской нефти, тогда как через таможню за этот период прошло 10 млн баррелей. Сразу несколько танкеров, принадлежащих Ирану, разгрузились в Китае или направляются к портовым хранилищам страны.
19 июня был разгружен танкер Stream класса VLCC, а Amber, Salina и C. Infinity оставили нефть в портах Huangdao, Jinzhou и Ningbo. Танкеры Snow, Sevin и Maria III направлялись в сторону КНР.
Угроза для рынка
Накопление сырой нефти в таможенных хранилищах Китая также означает, что Ирану не придется месяцами хранить свои запасы в танкерах в море. Исламская Республика пользовалась таким хранением с 2012 по 2016 года и задействовала этот способ в 2018 году, когда спрос сильно сократился из-за введения американских санкций.
Если запасы энергоносителей в китайских портах выйдут на рынок, это может ударить по ценам, предупреждают в Bank of America Merrill Lynch. С конца апреля до середины июня WTI подешевела более чем на 20% на фоне эскалации торговой войны между США и Китаем. Затем котировки отыграли часть потерь, добравшись до отметки $56, отчасти благодаря растущей напряженности в отношениях Вашингтона и Тегерана.
«Дальнейшее усугубление обстановки между США и Китаем может негативным образом отразиться на темпах роста мировой экономики и сблизить Иран и КНР. Если китайские перерабатывающие заводы начнут покупать иранскую нефть в крупных объемах и на постоянной основе, а Америка в очередной раз повысит тарифы, WTI может обвалиться до $40», — подчеркнули эксперты Bank of America Merrill Lynch в июне.
По теме:
Цены на нефть рискуют протестировать минимумы 2019 года — RBC
Нефть снижается — Иран решил не обострять ситуацию с беспилотником
Турецкий НПЗ переключается на Россию в качестве альтернативы иранской нефти