Китай ответил президенту Дональду Трампу на его тарифные угрозы очередной эскалацией торговой войны в понедельник, позволив юаню обрушиться к самому слабому уровню более за чем десятилетие и попросив государственные компании приостановить импорт американской сельскохозяйственной продукции.
Это вызвало недовольство Трампа, который использовал Twitter, чтобы обвинить Китай в «манипулировании валютой», которое «со временем значительно ослабит Китай!».
Ранее он критиковал Пекин за невыполнение обещаний покупать большес/х продукции в США. Фондовые рынки и валюты стран с формирующимся рынком снизилисьиз-за опасений, что затянувшийся конфликт между сверхдержавами отразится на общемировом экономическом росте, в то время какактивы-убежища, включая японскую иену, казначейские облигации США и золото, выросли. Инвесторы повысили вероятность сокращения процентных ставок Федеральной резервной системы.
«Это один из худших сценариев», — сказал Майкл Эвери, руководитель анализа финансовых рынков Азии в Rabobank в Гонконге. — «Сначала рынки распродаются, затем просыпается Трамп, и все становится намного, намного хуже».
В заявлении, опубликованном в понедельник вечером в Пекине, председатель Народного банка Китая И Ган сказал, что Китай не будет использовать юань в качестве инструмента для разрешения торговых споров.
«Я полон уверенности, что юань останется сильной валютой, несмотря на недавние колебания на фоне внешней неопределенности», — сказал И Ган, добавив, что банк будет работать над тем, чтобы обеспечить «разумный и законный спрос» компаний и общественности на иностранную валюту.
Трамп на прошлой неделе сообщил о повышении на 10% тарифов еще на 300 миллиардов долларов китайского импорта с 1 сентября, резко обострив торговую войну между крупнейшими экономиками мира вскоре после того, как обе стороны возобновили переговоры. По словам чиновников, участвовавших в переговорах, китайские должностные лица были ошеломлены заявлением Трампа.
Угроза увеличения тарифов прозвучала того, когда президент Китая Си Цзиньпин и другие высокопоставленные члены Коммунистической партии отправились на скрытый от глаз широкой общественности летний отдых в Бэйдайхэ, приморском городке в трех часах езды от Пекина. Си уже несколько недель пребывал под прессингом, который вынуждал его занять более жесткую позицию в торговом споре — особенно после того, как американский гигант в сфере телекоммуникационного оборудования Huawei Technologies Co. не был удален из черного списка.
Государственные издания писали, что Си отвергнет любую сделку, которая либо сохранит карательные тарифы, либо заставит Китай пойти на уступки по таким вопросам, как государственные предприятия, поскольку это способно ослабить влияние партии на власть. Более жесткая линия подчеркивает растущее чувство в Пекине, что Трампу нельзя доверять, чтобы заключить сделку, и что Китаю было бы лучше занять выжидательную позицию, чтобы понять, есть ли шансы у кандидата в президенты от Демократической партии — многие из которых раскритиковали использование тарифов — занять кресло в Белом доме. Прекращение закупок сельскохозяйственной продукции может сильно навредить Трампу в политически чувствительных сельских районах перед выборами 2020 года.
Индекс MSCI Asia Pacific снизился на 2.1% в понедельник, показав самое большое падение с октября 2018 года. Европейские акции и фьючерсы на индексы S&P 500 также отступили, в то время как доходность10-летних казначейских облигаций США снизилась примерно на 8 базисных пунктов до 1.77%, самого низкого уровня с 2016. Юань на континенте ослаб на 1.4% до 7.0391 доллара, резко упав в понедельник утром после того, как НБК установил дневной фиксинг на уровне, более слабом чем 6.9, впервые с декабря.
«Выход за семь вызван сочетанием факторов: эскалация торговой войны, ослаблением экономики Китая и готовность НБК мириться с повышенной волатильностью юаня», — сказал Ларри Ху, глава отдела экономики Китая в Macquarie Securities Ltd. в Гонконге. «НБК вошел в неизведанные воды, поэтому он должен тщательно управлять ожиданиями».
В своем первом заявлении Центробанк объяснил падение юаня протекционизмом и ожиданиями дополнительных тарифов на китайские товары.
Связав сегодняшнюю девальвацию с возобновившейся тарифной угрозой, НБК «сделал юань эффективным оружием войны», — заявил Джулиан Эванс-Притчард из Capital Economics в Сингапуре. «Тот факт, что теперь они перестали защищать 7 против доллара, говорит о том, что они почти отказались от надежд на торговую сделку».
Что говорят экономисты, опрошенные Bloomberg… «Похоже, что Китай готовится к ухудшению ситуации в торговой войне. Если позволить юаню ослабнуть после 7 против доллара, это говорит о том, что он пытается защитить экономику от более серьезного торгового шока», — Дэвид Ку, Цянь Ван, а также Йе Се.
Позволение юаню слабеть — решение, не лишенное риска для Китая. Девальвация в середине 2015 года привела к оттоку капитала и дестабилизации мировых рынков, хотя ужесточение контроля над капиталом на этот раз должно помочь предотвратить очередное бегство инвестиций. Более дешевая валюта также рискует вызвать еще больше репрессий со стороны президента США, который часто предупреждает, что тарифы могут быть подняты намного выше. На митинге в Цинциннати на прошлой неделе он хвастался, что «обложит налогом Китай», пока не будет заключена сделка.
Наибольший ущерб от торговой войны — это удар по деловой активности и уверенности, который исходитиз-за повышенной неопределенности, а не самих тарифов, считает Ван Тао, китайский экономист в UBS Group AG. По этой причине более слабый юань может мало что сделать, чтобы компенсировать удар, сказала она.
Влияние тарифов на торговый оборот конфликтующих стран
Импорт Китаем сельхозкультур из США — еще одно оружие в распоряжении Пекина. Государственные сельскохозяйственные компании страны уже прекратили покупать американские сельскохозяйственные товары и будут теперь ждать, как продвигаются торговые переговоры, говорят должностные лица, знакомые с ситуацией. По словам других источников, частные китайские фирмы, которые увидели нежелание Пекина в ответ повышать тарифы на американскую сою, также прекратили покупать этот товариз-за неопределенности в торговых отношениях. Фьючерсы на кукурузу и сою упали на сегодняшних новостях.
Трамп неоднократно жаловался на то, что Китай не делал «большие объемы» закупок сельскохозяйственной продукции, которые, как он утверждает, Си обещал, когда они встретились в Осаке на саммите G-20. Эти обвинения «не соответствуют действительности», так как китайские компании покупают сельскохозяйственную продукцию США, включая сою, — заявил в понедельник в интервью государственной телерадиовещательной компании Китая Конг Лян, генеральный секретарь Национальной комиссии по развитию и реформам, ссылаясь на закупки, согласованные во время торгового перемирия в 2018. Некоторые сделки не были завершены, потому что цены не конкурентоспособны, сказал он. Министерство торговли Китая не ответило на комментарий по факсу.
«Китай отказывается от своей более мягкой дипломатической стратегии и больше не хочет быть боксерской грушей для Трампа», — сказал Чуа Хак Бин, экономист Maybank Kim Eng Research Pte. «Тарифные угрозы Трампа приводят к обратным последствиям и вызывают полномасштабную торговую войну».
Малкольм Скотт в Гонконге, Кевин Хэмлин в Пекине, Тянь Чэнь в Гонконге, Bloomberg
Перевод: Дмитрий Полин
По теме:
Китай ударил в самое больное место для Трампа — по американским фермерам
Китай объявил США валютную войну
Рубль вряд ли выживет в таких условиях
Курс доллара впервые за 11 лет поднялся выше 7 юаней за единицу валюты США
Китай может обвалить цены на нефть до уровней ниже $40 за баррель