Помимо низкой инфляции, Центробанки сталкиваются с проблемами ухудшения перспектив экономического роста и ослабления эффекта от монетарной политики. Движение Европы и США в сторону более мягкой политики может превратить самый «мягкий» в мире Центробанк в ястреба. Выжидательный подход Банка Японии на июльском заседании, возможно, был продиктован ограниченным пространством для дальнейшего смягчения, что сопровождается риском нежелательного укрепления иены.
Японский регулятор считается пионером применения нетрадиционных мер денежно-кредитной политики. К некогда инновационному подходу его подтолкнули масштабы проблем страны, от сокращения населения, самого высокого госдолга в мире до хронической дефляции и вялого экономического роста. Экспансия монетарной политики через масштабные покупки облигаций и акций повлек рост баланса Центробанка выше 100% от ВВП. Это вдвое выше, чем у ЕЦБ и в четыре раза больше баланса ФРС. Это помогло несколько оживить экономический рост и подтолкнуть инфляцию на положительную территорию в Японии.
Но даже этот вялый импульс сейчас находится под угрозой. Внешний негатив со стороны роста протекционизма причиняет вред экспортно-ориентированному сектору обрабатывающей промышленности. А внутри страны планируемое в октябре повышение НДС рискует подорвать рост потребления. На прошлой неделе Банк Японии добавил новую фразу в текст своего сопроводительного заявления, сказав, что «без колебаний» добавит стимулы в случае необходимости. При этом банк не стал давать прозрачных намеков в этом контексте, равно как не оправдал ожиданий многих экономистов, которые ожидали корректировки заявления о «сохранении ставок на крайне низком уровне по крайней мере до весны 2020 года». Многие сочли это заседание упущенной возможностью.
Лимитов нет
В теории нет жестких лимитов в отношении смягчения политики Банка Японии или любого другого регулятора. Процентные ставки ЕЦБ уже ниже, чем в Японии, а баланс Швейцарского Национального Банка больше, чем у японского ЦБ. Но дополнительные стимулы требуют все больших жертв, а эффект от них при этом угасает. Учитывая, что банк понизил свои прогнозы по ВВП и инфляции, изменение текста сопроводительного заявления на тему стимулов было бы уместным.
Другие варианты стимулирования в случае с Японией носят более сложный характер. Увеличение госдолга на балансе регулятора, который уже превышает 40% находящихся в обращении бумаг, только усугубит ситуацию с ликвидностью на рынке облигаций и может оказаться сложным без увеличения госрасходов и эмиссии долга. Дополнительные покупки акций усилят беспокойство по поводу корпоративного управления. Снижение процентных ставок усилит давление на банковский сектор, а «откат» масштабных покупок активов в будущем тоже повлечет свои проблемы.
Более эффективной защитой от рисков для Японии является расширение фискальных стимулов. Как вариант, правительство может отложить повышение НДС на 2%. В 2014 году повышение налога на потребление повлекло экономическую рецессию. Последнее повышение откладывалось дважды из-за беспокойства по поводу потенциальных последствий этой меры. Более мягкая фискальная политика снизит потребность в стимулировании экономики Банком Японии и защитит ее от негативного воздействия потенциального укрепления иены на фоне смягчения политики ЕЦБ и ФРС. Поскольку правительство является главным бенефициаром политики низких ставок Банка Японии, власти и должны внести главную лепту в разрешение проблемы.